В Лионе завершился один из самых известных смотров современного танца
В НЫНЕШНЕМ году традиционное Biennale de la Dance (Лион) проходило под девизом «Retour en avant» (Возвращение вперед).Попытка увязать воедино настоящее, прошлое и будущее как нельзя лучше соответствует состоянию танца начала ХХI века.Бессменный директор фестиваля Ги Дормэ тонко улавливает настроения текущего момента.В 2008 году биеннале собрал ярких представителей contemporary dance – от Маги Марэн, Каролин Карлсон, Анжолена Прельжокажа – до танцовщиков фламенко и уличных артистов.Анжолен Прельжокаж сочинил авторский балет «Белоснежка» на музыку Густава Малера с костюмами Жана-Поля Готье.Жестокий, вовсе не приторный мир сказки братьев Гримм привлек хореографа. Он стремился уйти от красок диснеевского мультфильма, воплотить в танце мощные импульсы природы, услышанные им в музыке Малера.По-метерлинковски сумрачный мир спектакля населяют герои истории о торжествующем зле, о любви и смерти. Это не только короли, принцессы и гномы, но и лесные жители и сказочные животные. Общая нота спектакля – меланхолия, обволакивающая те сильные моменты режиссуры и хореографии, которые ярко запечатлевает память.В первую очередь – это танец гномов-землекопов. Появляясь в проломах горы, они сначала крадучись спускаются по вертикальной стене на цирковых лонжах и всю сцену ритмично двигаются с их помощью вниз и взмывая вверх, как воздушные гимнасты. Этот сложный и выверенный ритм смен высоты, натяжения, переплетения тросов сочетается с остроумным танцем.Прельжокаж подчеркнуто противопоставляет Белоснежку и Королеву: гуттаперчевая японка Нагиса Ширай, чье атлетичное тело до последней откровенности просвечивает сквозь тунику, и длинноногая блондинка Королева (Селин Галли) в черном латексе, на каблуках, одетая Готье в стилистике садо-мазо.Одна из лучших сцен в спектакле – сцена c яблоком. Улучив момент, прикинувшаяся нищенкой Королева буквально забивает им рот девушки, и они так и танцуют вместе – убийца и жертва, словно спаянные отравленным плодом. И пока с лица Белоснежки исчезают краски жизни, лицо Королевы заливает румянец сладострастной жестокости.Совершенно логично в финале постановщик совмещает несоместимое: свадебный вальс Белоснежки и Принца и казнь Королевы, исступленно танцующей до смерти в раскаленных башмаках. Контрапункт лиризма и жестокости, поэзии и физиологии – верный способ рассказывать сказки в современном мире.«Press» Пьера Ригаля – абсолютно оригинальное сочинение о невыносимости бытия, достоинстве и одиночестве человека.Герой – красивый мужчина в деловом костюме – на протяжении часа непрерывно держит внимание зала. Свой бессловесный монолог он представляет в пространстве комнаты-камеры, которая по ходу действия сжимается до размеров узкой щели. Он балансирует, опираясь лишь на две ножки стула и собственную голову, с риском сломать шею с таким изяществом, что зал восхищенно замирает. На героя опускается потолок, а он словно сдерживает его руками, потом втягивает голову в плечи, складывается все больше, но клаустрофобическое сжатие пространства продолжается. Он ухитряется изумительно сохранять грацию движений, даже когда ему приходится лечь на пол. Герой словно плавает в узком пространстве, отталкиваясь от противоположных стен, как пленный ихтиандр. В последний момент, спасаясь, он выскальзывает из невыносимо узкой щели.Концентрируясь на теме несвободы, Пьер Ригаль открывает неожиданные средства пластической выразительности. В тот момент, когда, кажется, что ничего нового современный танец предложить уже не может, появляются авторы, чей талант и фантазия направляют их по пути открытий.