Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как происходит общение с Христом

Общество
Легко доказать теорему Пифагора, а вот истинность Православия — намного сложнее. Иначе не существовало бы такого множества вероисповеданий. Ничто не мешало бы всем людям прийти к единому представлению о Боге и о том, что Он ждет от человека.

Бог невидим, неосязаем. Ответ на вопрос: кто верит в Него правильно, а кто заблуждается? — не найти за десять минут в дружеской беседе. По-видимому, Господь не дает наглядного и доказуемого знания о Себе, чтобы оставить место человеческой вере. Ведь если бы это знание довлело над нами, то мы лишились бы возможности проявлять свободу в главном, решающем выборе жизни.

Говорят, что земные перегородки до Неба не доходят, т.е. можно верить, как хочешь, ведь Бог один. Все религии ведут к Нему, как все тропинки от подножия горы ведут к ее вершине, только одни прямее и короче, а другие извилистее и длиннее, но, по какой из них ни пойдешь, все равно рано или поздно достигнешь вершины. С этим нельзя согласиться.

Я бы сказал, что, наоборот, все люди по своему естеству находятся в одном аэропорту, а религии подобно множеству рейсов, увлекают своих пассажиров в самых разных направлениях. По мере духовного возрастания, согласно представлениям, принятым в той или иной вере, их адепты приобретают далеко не одинаковое внутреннее устроение.

Даже прохождение внешне схожих аскетических подвигов (таких как молитва, отказ от тех или иных видов пищи и других видов самоограничения) в различных вероисповеданиях не приводит к одинаковому результату в духовной сфере. Беседуя о цели человеческой жизни и способах ее достижения с йогом, раввином, исихастом или дервишем, мы от каждого из них услышим нечто свое, непохожее на остальных. Они мыслят в разных системах координат, у них разные духовные идеалы.

Если говорить об индуизме, то у него с христианством диаметрально противоположное понимание того, к чему должно стремиться. Порой адепты индуизма говорят, что люди, не исповедующие эту религию, понимают ее слишком примитивно, что все в ней намного сложнее. С этим можно согласиться, но нельзя сказать, что все наши представления об индуизме ложны. Да, наши представления — это лишь эскиз, выполненный карандашом за пару минут, а не портрет, тщательно написанный на холсте масляными красками. Но даже из наброска можно составить верное представление о характерных чертах оригинала. Идея, заложенная в основу индуизма — развоплощение, конечное небытие человека, растворение в океане нирваны.

Для христиан личностное бытие является ценностью, на Божественной литургии мы благодарим Бога и за то, что Он привел нас в этот мир. Индуистская идея о перевоплощении стала столь популярна в западной культуре в середине XX века, потому что христиане воспринимают бытие как благо. Когда человеку христианской культуры говорят: «Ты будешь жить еще раз», — он радуется. Если же индуисту сказать то же самое, он огорчится: «За что мне такое наказание?» Он надеется больше не воплощаться.

Не присутствуют ли и в христианстве подобные представления? Не о слиянии ли с Божеством до полной потери человеческой личности говорит апостол Павел, когда утверждает, что в вечности Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28)? Нет. В христианстве речь идет не об уничтожении нашего личностного бытия и не о растворении людей «в океане божества», а о том, что общение верующих с Богом будет максимально тесным.

Апостол Павел уподобляет Христа Жениху, а Его Церковь — невесте, потому что люди, вступающие в брак, максимально близки друг другу и стремятся быть постоянно вместе. Любящий человек наслаждается каждой минутой, проведенной рядом с любимым. Таково общение христианина с Христом. Это не растворение в Боге как в нирване, не исчезновение человека, как мыслящего индивидуума, а высочайшая степень взаимной любви и максимально доступного единения, которого достигают подлинно любящие самостоятельные личности.

Как происходит общение с Христом «Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем Мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос) / Фото: Александр Иванов

Господь, со Своей стороны, безусловно стремится к таким отношениям с человеком. Об этом нам повествует Евангелие. Если человек ответно стремится к этому, тогда в его вечной жизни он будет наслаждаться, ибо Бог будет «всяческое во всем». Для человека, который, напротив, хочет дистанцироваться от Господа, эта же перспектива будет вечным мучением.

Так один и тот же Бог будет для праведного человека источником радости, а для противящегося Ему — источником страдания. По выражению преподобного Исаака Сирина, мучимые в геенне поражаются бичом Божественной любви. Утверждая, что Бог называется благим, потому что сотворил геенну, святитель Иоанн Златоуст разъяснял, что это место, в котором Бог проявляет Себя в минимальной степени, но даже самый незначительный луч Его Божественного света будет мучителен для тех, кто противится Ему.

Мнение, что все религии верят в одного и того же Бога, но понимают Его по-своему, дезориентирует жизнь человека. Создав в своем представлении свой образ Бога, человек может заблудиться, пойти по неправильному пути, увлечься ложными идеалами и мнимыми ценностями. В итоге он принесет свою жизнь на алтарь духовного фантома, а не Истинному Богу.

В наше время люди разных религиозных убеждений имеют схожие нормы существования социума и нравственные правила жизни. В этой общей для всего человечества части религиозного мировоззрения можно найти много общего между разными вероисповеданиями. Мы можем договориться о каких-то земных вещах — социальных или международных нормах: уважения религиозных убеждений, если они не деструктивного характера, совместной помощи нуждающимся, которая присуща различным культурам, и т.п.

В той части мировых религий, которая ориентирована к Богу, к пониманию, Кто Он есть, и как к Нему двигаться, всегда найдутся серьезные разночтения. Например, мусульмане считают, что христиане исказили Божественное Откровение. Евангелие для них — художественная книга, а подлинным откровением они считают Коран. Христиане, напротив, считают, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета — это Божественное Откровение, а Коран — плод воображения Мухаммеда, инспирированного темной силой. Совместить или хотя бы примирить эти два убеждения невозможно. О каком движении к «единой вершине» в таком случае можно утверждать?

Цель религии — не в том, чтобы установить хорошие отношения между людьми, а связать человека с Творцом. Люди, которые создали себе искаженный образ Бога или приняли этот образ в силу того, что их предки так верили, остаются вне этой связи.

Почему же Бог допускает, чтобы миллиарды людей верили не в Него, а в духовных фантомов? Это лучшее свидетельство свободы человека. Иначе Бог мог бы диктаторски навязать всем людям одну лишь правильную веру. Такая принудительная связь с человеком не нужна Богу. Ведь даже злой мальчик из сказки о волшебных спичках не стал добиваться дружбы с помощью волшебства, но ждал, чтобы с ним захотели дружить. Так и Господь ждет, что человек по собственному желанию откликнется на Его призыв стать Его истинным другом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.