Отношение к городскому Закону о такси неприятно удивило депутатов
Сколько бы мы ни писали о городских льготах для добросовестных таксистов, ситуация остается прежней. Стоит лишь поднять руку, как из потока транспорта выныривают вездесущие «жигули» с бодрым кареглазым водителем. Вечное «Дорогу покажешь?» уже так утомило спешащих москвичей, что они теперь знают хитросплетения столичных трасс получше любого штурмана «Формулы-1».Спустя полтора года депутаты Мосгордумы вернулись к обсуждению городского Закона «О такси».Поводом к тому послужил протест прокурора Москвы по данному закону. Точнее, по первому пункту его статьи 5, в соответствии с которым предусматривается возможность предоставления льгот по уплате налога в части средств, зачисляемых в бюджет города, перевозчикам и службам заказа такси, включенным в реестр «Московское городское такси».[b]Закон пылится под сукном[/b]По мнению прокурора, этой нормой закона предоставляются налоговые льготы, имеющие индивидуальный характер (поскольку эти льготы предусмотрены не для всех организаций, осуществляющих услуги в сфере таксомоторных перевозок, а только для тех, которые включены в реестр), что запрещено налоговым законодательством Российской Федерации.Казалось бы, протест прокурора носит узкоспециальных характер, касающийся лишь налоговых тонкостей.Но уже на заседании думской Комиссии по законодательству выяснилось, что протест адресован к… несуществующему документу.По словам председателя Комиссии по законодательству Александра Семенникова, при обсуждении протеста прокурора выяснилось, что спустя полтора года с момента принятия Закона «О такси» никаких изменений в нормативном регулировании этой отрасли не появилось. То есть ни одно из данных властями столичным таксистам обещаний не выполнено: не создан реестр «Московское городское такси» и ни один перевозчик в него не включен.[b]Обещать – не значит помочь[/b]Напомним, что, согласно федеральному законодательству, служба таксомоторных перевозок сегодня не лицензируется.Поэтому для того, чтобы побудить добросовестных участников рынка оказывать более качественные услуги (возить пассажиров на более качественных автомобилях, заставить водителей такси лучше обучаться, знать город и владеть русским языком), в московском Законе «О такси» предусматривалось создание специального реестра.Для организаций, добровольно вошедших в реестр, статьей 5 данного закона предусмотрен целый ряд преференций: предоставление льгот по уплате налога, установление льгот по арендной плате за землю и иные объекты недвижимости, предоставление права пользования стоянками «Московское городское такси» на безвозмездной основе, оказание информационной поддержки и безвозмездное предоставление специального знака «Московское городское такси».Все это, по мнению депутатов, является мерами государственной поддержки, которые допускает федеральное законодательство.Однако оказалось, что в настоящее время спор с прокуратурой носит скорее теоретический, умозрительный характер. Потому что сами спорные нормы Закона «О такси» пока есть только на бумаге, но не появились в жизни.– Сегодня никакой налоговой льготы ни одно таксомоторное предприятие не имеет, – заявил с трибуны столичного парламента Александр Семенников. – Когда мы принимали Закон «О такси», нам доказывали, что ситуация в отрасли тяжелая, что добросовестные предприниматели работать не могут, потому что город заполонен различного рода серыми извозчиками, которых порядка 40 тысяч, которые контролируют привокзальные площади, площади у торговых центров, площади около аэропортов.Представители Московского транспортного союза подтвердили, что такие таксисты не платят налоги. При этом оборот нелегального рынка оценивается почти в 1 миллиард долларов, или в 30 миллиардов рублей. Все сошлись во мнении, что для наведения порядка необходимо скорейшее принятие специального закона.[b]Полгода в такси «непогода»[/b]Депутат Семенников напомнил коллегам, что еще во время обсуждения проекта закона депутаты обращали внимание, что в нем мало норм прямого действия. То есть без целого ряда нормативных подзаконных актов он работать не будет. Но тогда представители Департамента транспорта и связи Москвы убедили городской парламент, что все эти вопросы будут отрегулированы в кратчайшее время.Тогда депутаты МГД нашли компромиссное решение, установив для Закона «О такси» особый порядок вступления в силу. Он должен был начать работать только через шесть месяцев, чтобы за это время был принят весь пакет подзаконных нормативных актов.– А сегодня, в соответствии с городским Законом «О правовых актах», уже по любому закону в течение шести месяцев исполнительная власть должна выпускать все необходимые распорядительные документы, – напомнил председатель Комиссии по законодательству. – Тут и выяснилось, что никакого реестра столичных такси не существует, потому что не подготовлен соответствующий нормативный акт. Ни один перевозчик в этот реестр не включился. Ни одной льготы, не только налоговой, но и льготы по арендной плате за землю, по плате за объекты недвижимости не предоставлено. Стоянок «Московское городское такси» не появилось. Никакой информационной поддержки добросовестным перевозчикам не оказывается. И даже сам специальный знак «Московское городское такси» тоже не принят. А мы ведь в октябре даже приняли изменение в наш Кодекс об административных правонарушениях, которым установили штрафы за незаконное использование такого знака![b]Кому нужны извозчики?[/b]В итоге большинством голосов депутаты Мосгордумы отклонили протест прокурора города по причине его отрыва от реальной жизни. Исключение составили депутаты из фракции коммунистов. По словам руководителя фракции КПРФ Андрея Клычкова, в условиях кризиса такси не несет социальную функцию, поэтому в законе не надо устанавливать условия для внесения определенных льгот.Такая постановка вопроса стала поводом для еще одной парламентской дискуссии. И здесь фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» тоже выступила единым фронтом.– Не могу согласиться с тем, что такая отрасль, как такси, не носит социального характера, – возмутилась депутат Татьяна Портнова. – Прежде всего это тысячи рабочих мест! И для такого огромного мегаполиса, как Москва, данная отрасль очень значима, а значит – носит и социальный характер.– Поддерживаю предложение Татьяны Арториджевны, – взял слово самый старший депутат этого созыва МГД Анатолий Петров. – Сегодня городским такси пользуются различные категории граждан, в том числе пенсионеры, инвалиды, родители с детьми. И надо только продумать сам механизм установления льгот. Я сам, например, вечером после окончания рабочего дня служебной машиной не пользуюсь. Если мне куда-то надо ехать в выходные дни – вызываю такси. Почему же это не социальный объект? Я, как пенсионер, имею право… Разве так можно, товарищи коммунисты?– У нас в Москве работает и развивается социальное такси, – добавил депутат Михаил Антонцев. – Так что это самая что ни на есть социальная отрасль!– Не только в Москве, но и в целом в стране существует огромное количество безответственных перевозчиков, – напомнил депутат Евгений Герасимов. – Мы должны обезопасить наших жителей. Для этого надо помочь легальным «извозчикам», легальным таксистам занять именно социальное положение в обществе.По этому поводу столичные парламентарии решили обратиться сразу к мэру Москвы. По мнению депутатов, такое отношение Департамента транспорта и связи к исполнению норм городского закона недопустимо.[b]Справка «ВМ»Александр СЕМЕННИКОВ, председатель Комиссии МГД по законодательству:[/b][i]– Очень многое будет зависеть от того, как эта норма о предоставлении налоговых льгот перевозчикам будет сформулирована, ведь судебная практика по этому вопросу неоднозначна.В принципе, многие нормы городского Закона «О такси», так сказать, «на грани фола». В связи с тем, что лицензирование этого вида деятельности на федеральном уровне отменено, мы пытаемся какими-то своими доморощенными средствами простимулировать деятельность добросовестных игроков на этом рынке таксомоторных услуг. Не всегда юридические средства, которые мы выбираем, эффективны, и не всегда мы их можем найти. Но пока ни одна из этих пяти мер реально не работает, потому что каждая из них требует принятия распорядительных документов.Даже знак «Московское городское такси» требует, чтобы были выделены деньги, установлена его форма, кому он выдается. Все эти вещи не могут быть прописаны в законе, они должны появиться из-под пера исполнительной власти.Так что сегодня, по мнению депутатов Мосгордумы, этот вопрос упущен. Поэтому мы обратились к мэру города с тем, чтобы принятие подзаконных нормативных актов в данной сфере было ускорено.[/i]