Женщина не может без семьи
РЕЖИССЕР Вера Сторожева, чья картина «Путешествие с домашними животными» стала безусловным фестивальным хитом, ныне активно снимает жанровое кино. На днях в прокат вышла ее «Компенсация» – криминальная драма с Гошей Куценко и Любовью Толкалиной в главных ролях. Впереди – съемки комедии, уже почти закончен сценарий. Чем вызвана такая резкая перемена Сторожевой своей режиссерской участи? Вера признается, что ей несколько надоело сидеть в резервации авторского кино – теперь ей хочется снимать для широкого зрителя. «Бессмысленно тратить на кино столько денег и сил лишь для того, чтобы показать картину на двух-трех фестивалях», – считает режиссер.Выпали из контекста – Вера, ваше «Путешествие с домашними животными» показали отнюдь не на двух-трех фестивалях, а, наверное, на 15–20.И на них фильм наградили множеством призов, среди которых было, если я не ошибаюсь, несколько Гран-при. Разве ради этого не стоит потратить деньги и силы? – Стоит, конечно. Фестивали и награды – вещи очень приятные.А еще приятнее сидеть в зале и видеть, что зритель на твое кино реагирует. В нужных местах смеется, вскрикивает, плачет. Мне понравилось работать «в жанре», но это вовсе не значит, что я буду снимать жанровое кино всю оставшуюся жизнь.Я люблю пробовать разное. Да, сейчас я буду снимать комедию. У меня уже был опыт работы в этом жанре – фильм «Француз». И мне нравится делать комедии. Конечно, мы хотим снимать не тупую комедию, а глубокую, с кучей «планов».Чтобы один зритель мог «считать» одно, другой – другое. Как в хороших американских комедиях. Попытаемся сделать хорошее жанровое кино.– В случае с «Компенсацией» вам, по-моему, это вполне удалось. Получилось качественное зрительское кино, которого нам сейчас так не хватает. У нас ведь сейчас либо «Самый лучший фильм», либо то, что у нас называют «арт-хаусом» – его нам в избытке показали на последнем «Кинотавре». Какое-то невнятное, невероятно нудное кино с серыми актерами.– На последнем «Кинотавре» я не была. Была на прошлом – наша «Скоро весна» участвовала там в конкурсе. И, на мой взгляд, оказалась в некой оппозиции к остальным фильмам конкурса – довольно мрачным и депрессивным. Среди них были, безусловно, сильные работы – «Волчок», «Бубен, барабан» – но общее впечатление осталось тягостным.Что же касается нашего «артхауса»… Мне действительно кажется, что у нас произошла некоторая подмена понятий. Арт-хаусом у нас часто называют просто нудное и скучное кино, которое невозможно досмотреть до конца. Это, разумеется, не так. Хороший арт-хаус – это невероятно увлекательно. И это совсем необязательно одна сплошная депрессия, как у нас принято думать. Я очень люблю хорошее артхаусное кино. И не переношу кино депрессивное.Гламурные дети – Но у вас тоже очень жесткая история. Чем она вас, по природе оптимистку, зацепила? – Во-первых, хороших сценариев мало. А сценарий Наташи Назаровой изначально был хорошим.Хотя и несколько другим. Еще полгода мы, все вместе – Наташа, я, наш продюсер Татьяна Сергеенко, – над ним работали: «докручивали», додумывали, переделывали финал.В сценарии были дети – а мне нравится работать с ними.– Вы долго искали главных героинь – трех сестер? – Да, у нас был очень большой кастинг. Мы все смотрели, смотрели и ни на ком не могли остановиться. Сейчас же девочки, знаете, какие? Уже с училища такие гламурненькие, глянцевые. Все одинаковые. Иру Горбачеву – она сыграла старшую сестру Лену – мы нашли в «Щуке». Она, конечно, изумительная в кадре. Дай бог, чтобы ее немножко не подпортило обожание, которое сейчас, после выхода картины, разливается вокруг нее. Потому что мы с ней хотим и дальше работать. С Полиной меня познакомил ее отец Гоша (Куценко. – Прим.И. Ш.). Мы ее взяли на роль средней сестры. А малявку – Анфису Медведеву – мы нашли тоже таким долгим ситом. Сеяли-сеяли девочек и нашли. Меня смущало одно – что она очень миловидная. Куколка такая.Хотя они все хорошенькие получились. Оператор прекрасно снял. Я считаю, что на экран должно быть приятно смотреть.Отец не удалец – Гоша Куценко сыграл у вас нетипичного для себя персонажа.В роли «сумасшедшего отца» он вполне убедителен. Вот только странно – почему он так обожает свою младшую дочь и так равнодушен к детям от первого брака.– Это не совсем так, он не равнодушен. Там масса причин. Вопервых, Гошин герой переехал в другой город. Во-вторых – мы это понимаем из контекста – первая жена, уязвленная предательством мужа, не хотела, чтобы он общался с детьми. Вторая жена, героиня Толкалиной, – такая классическая стерва – тоже этого не поощряла. А мужчина – существо уязвимое. Ему проще не общаться, чем общаться через скандалы. Проще все забыть и начать новую жизнь. Я знаю массу подобных семей. Вроде жили, все было нормально. Развелись. И мужчина – как умер. С нашим героем то же самое. Так что в нашей истории нет никакого эксклюзива. Очень многие семьи распадаются. И очень много детей страдает от этого. К сожалению.Процесс пошел… – Как вы считаете, почему так происходит? Почему сейчас так много разводов? – Причины, наверное, нужно выяснять у социологов, они этим профессионально занимаются. Мы же можем только констатировать: семья – как институт, как ячейка общества – в принципе, распадается в Европе. Исчезают традиции семейного уклада, связь поколений.К сожалению, это и нас коснулось.Только в провинции это еще как-то сохраняется. Это, видимо, цивилизационные какие-то процессы происходят. И нравственные устои меняются. В людях не воспитывается ценность семьи. Потому что семья, сохранение семьи – это всегда труд, порой очень нелегкий. Это ответственность перед детьми. А у нас сейчас все просто: сегодня тебя люблю, завтра – нет.Конечно, есть семьи, которые нельзя и не нужно сохранять. Но нельзя, на мой взгляд, руководствоваться только принципом «любил-разлюбил». Ведь любовь, она всегда подвергается испытаниям – бытом, неурядицами, материальными проблемами. И нужно быть к этому готовым.Уж замуж втерпеж… – Может быть, проблема в том, что женщина часто материально зависела от мужчины. А сейчас многое изменилось.– Я считаю, что женщина понастоящему не может быть реализована вне детей и семьи. Я в этом абсолютно уверена. Бывают, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило. Женщина может быть успешна, не вылезать из салонов красоты, она может быть глянцевая, гламурная, какая угодно.Но она все равно мечтает о детях, о полноценной семье. Это в нас заложено, входит в нашу природу. Я убеждена – женщины, заявляющие, что не хотят замуж, лукавят. Они, может быть, просто не доросли, эмоционально «не дожили» до этого желания. Они созреют до этого позже.– Вы так горячо защищаете семейные ценности! Однако сами не ждете дома мужа с борщом, а вполне успешно делаете карьеру.Снимаете кино, работаете главным режиссером в крупной телекомпании.– Во-первых, моя карьера началась, когда я уже родила и «подрастила» двоих детей. Я довольно поздно получала второе, режиссерское, образование. А во-вторых, я ни в коем случае не призываю женщин бросить работу и засесть дома с кастрюлями. Наоборот – я считаю, женщина ни в коем случае не должна бросать карьеру. Иначе у мужчины теряется интерес к ней.Вирус таланта – Ваш муж – актер, сценарист и режиссер Сергей Попов – тоже так думает? – Надеюсь, что да. По крайней мере моя семья с пониманием относится к моим «съемочным» командировкам. А когда я дома, я всегда стараюсь выполнять свои обязанности жены и матери. И муж никогда не возражал, чтобы я работала. Собственно, благодаря Сергею я в свое время пришла в кино. Мы вместе учились в Институте культуры. Он очень талантливый человек.– Ваши дочери тоже работают в кино? – Да. Старшая, Анна, – исполнительный продюсер. Она окончила юридический институт и продюсерский факультет ВГИКа. Мы с ней вместе работаем. А Ольга окончила четвертый курс ВГИКа, учится у Сергея Соловьева. Сняла несколько короткометражек. Кроме того, она, на мой взгляд, очень хорошая актриса. Еще девочкой она снялась в «Чеховских мотивах» и «Настройщике» у Киры Муратовой. И у меня Ольга снималась, в фильме «Скоро весна». Но она больше тяготеет к режиссуре.