Многоликий Дали на Волхонке
В ГМИИ им. А.С. Пушкина бьет рекорды посещаемости выставка работ великого мистификатора прошлого века. 25 холстов, 90 листов уникальной графики и архивные фотографии привезены из Музея-театра Дали в Фигерасе. Это – первая в Москве экспозиция, на которой можно увидеть произведения испанского гения, существующие в единичном экземпляре. На главной лестнице посетителей встречают свисающие с потолка гигантские куклы в необыкновенных одеждах, подобных тем, которые Дали сам придумал для костюмированного бала в 1951 году. Также на балюстраде поблескивают выстроившиеся в ряд огромные призматические конструкции и яйца из папье-маше с лампочками внутри. Такой оммаж великому испанцу и его Музею-театру создан художником Борисом Мессерером, лично побывавшим в Фигерасе.Куриные яйца Дали считал символом начала жизни. На крыше его Музея-театра они смотрятся весьма эпатажно. А вот «светильники» в исполнении Мессерера, напротив, какие-то слишком уютные, и немножко не вяжутся с бунтарским духом испанского мистификатора. Сам-то Дали предпочитал оформлять интерьеры в духе поп-арта. На выставке показывают диораму, воспроизводящую его «Сюрреалистическую комнату в виде портрета Мэй Уэст».И в ней - диван в виде женских губ, занавеси-волосы, камин, изображающий нос… Броско и провокационно, на грани китча.Попадая в зал, где демонстрируется живопись художника, вначале замираешь от удивления: где же здесь Дали? Дело в том, что экспозиция начинается с его ранних работ, сделанных в годы обучения. Одна из них – «Цветок в горшке» - подчеркнуто реалистическая, другая – «Сифон и бутылочка рома» - создана в духе кубизма. Если бы их показывали без этикеток, догадаться о том, что это Дали, было бы практически невозможно.Впрочем, другие картины на выставке свидетельствуют, что и в более зрелом возрасте находчивый испанец не стеснялся заимствований у современников, а также охотно вступал в диалог с великими представителями прошлого. Например, его «Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами» 1936 года может показаться произведением Магритта – знаменитого современника Дали. А на другом холсте мы видим знаменитые «Менины» – это уже 71-летний художник вовлекает произведение Веласкеса в мир своих иллюзионистических опытов.Сюжет одной из картин на Волхонке, относящихся к знаменитому «параноидально-критическому методу» Дали ( в его основе лежит двойственная природа образа) имеет прямое отношение к нашей стране. Это произведение с невероятно длинным названием «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии двух метров в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра». Не то, чтобы Дали были близки идеи социализма, просто фигура Ленина восхищала его своей одиозностью.Конечно, так или иначе с Россией связаны и все работы, на которых изображена ее уроженка – жена Дали и его вдохновительница Гала. Стараниями кураторов, таких произведений на выставке немало. Одно из них, под названием «Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече» на репродукции кажется громадным. А в экспозиции оно поражает своим поистине миниатюрным размером.В разделе архивных фотографий очень трогателен снимок, на котором Гала позирует художнику для картины «Атомная Леда». Уже немолодая женщина с обнаженным бюстом сидит величественно, будто древняя богиня. Ее лицо загадочно и печально. Глядя на этот снимок, начинаешь понимать, почему Дали так обожал свою жену. И оставил в своем Музее-театре столь много ее портретов – графических и живописных.[b]Выставка продлится до 13 ноября[/b]