Барельеф станции метро «Сокольники» восстанавливали не «криворукие гастарбайтеры»
Декоративную «ленту», украшающую павильон, сделали еще в прошлом году. Однако пользователи соцсетей обратили внимание на нее только сейчас. При этом качество реставрации у них вызвало недоумение и массу вопросов. Фигуры метростроевцев, по их мнению, выглядят слишком топорно, детали не проработаны, да и вообще, судя по всему, восстановлением культурного наследия занимались не специалисты, а «криворукие гастарбайтеры». Реставраторы с нелестной оценкой своего труда не согласны. Ведь они не просто восстановили гипсовый фриз, а вернули ему исторический облик. И сейчас он выглядит так, как его задумал автор в 1935 году.
- Где-то в конце 1950-х годов фриз, скорее всего, начал разрушаться, осыпаться, и его покрыли битумным лаком, а потом и вовсе закрасили масляными красками, - рассказала главный архитектор проекта реставрации исторического павильона станции метро «Сокольники» Анастасия Замаренова. – В результате фриз стал черным, каким все его и запомнили.
В таком виде он просуществовал вплоть до прошлого года. Приступив к реставрации, специалисты, первым делом, расчистили все поздние слои краски, заделали небольшие впадины, трещины и вернули скульптурному фризу первоначальный светлый оттенок.
- Наше вмешательство было минимальным, - подчеркнула Замаренова. – Сам рельеф – лица, руки, орудия труда метростроевцев – это все оригинальная авторская манера скульптора Петра Митковицера, которому важно было показать тяжелый массовый обезличенный труд.
Лепной фриз, по ее словам, создан под влиянием Парижской школы – с элементами экспрессионизма. В начале XX века Митковицер несколько лет прожил во Франции, где учился у знаменитых скульпторов, среди которых был основоположник современной скульптуры Огюст Роден.
- Фриз с изображением метростроевцев – единственное творение Петра Митковицера для метро, - уточнила Анастасия Замаренова, добавив, что необычную для 1930-х годов манеру скульптора оценили далеко не все современники и часто критиковали его работу в прессе.
СПРАВКА
Наземный вестибюль станции метро «Сокольники» построен по проекту архитекторов Надежды Быковой и Ивана Таранова. Внешне он напоминает парковый павильон. 15 мая 1935 года именно от «Сокольников» отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами. А в 1937 году на Международной всемирной ярмарке в Париже проект станции получил Гран-при.