Децл. Короткая яркая жизнь…
Потрясение. Ужасное, тяжелое. Так всегда бывает, когда узнаешь о смерти молодого человека. Просто теряешься – как? Бесполезный вопрос. Но Децл - все равно это особая история. Особая для всех.
Потому что он был первым нашим рэпером, первым в том смысле, что именно его приняло общественное сознание, ему предстояло ломать систему наших совершенно советских представлений о том, что выбранное им направление – это не музыка, а рэперы – сплошь хулиганы и маргиналы. И он это сделал...
Кирилла Толмацкого, известного всем под сценическим псевдонимом Децл, не стало в Ижевске, сразу после концерта, в гримерке. Говорят, умер «от сердца». Что значит – от сердца? Всегда загадка. Ведь от сердца – живут. Почему оно устало у него – 35-летнего парня, молодого мужчины, безусловно, очень талантливого? И кстати, без всяких глупых плохих привычек, образованного, умницы…
Децл родился в 1983 году, еще и не пахло перестройкой. И началась она, когда он был еще совсем ребенком, а взросление его попало на уже более спокойные времена, не на бандитские 90-е. Значит, устало сердце от другого… Может быть, от того, что он всю жизнь строил и построил свою Вселенную – особый мир музыки и надежд, выписанную особыми цветами, вход в которую был открыт не для всех и не всегда. Он видел мир по-своему, но его Вселенная была свободна от многих оков, мешающих людям быть собой. А еще в ней не было ни зла, ни насилия. Это точно. Сейчас всем известно и понятно, что Толмацкий был думающим тонким музыкантом, очень умным человеком, который просто не побоялся в достаточно ханжеском обществе пойти своей тропой…
***
…Он дебютировал в миллениум, в 2000-м. Альбом «Кто? ты» - именно с таким вариантом названия – раскупился так, как раскупаются горячие пирожки. Продажи зашкаливали. Тогда же замелькало лицо красивого мальчишки с умными глазами и чем-то непонятным вместо прически. Дреды, ныне абсолютно привычные, тогда чаще встречались у африканских исполнителей, и не привыкшим к подобным самовыражениям россиянам было странно и непривычно смотреть на европейца в «колбасках». Лицо Децла, украсившее журнал «Птюч», девочки размещали дома как мини-плакат. Но что-то ощущалось странное в этом, какое-то несоответствие между внешне подчеркнутой легкостью и глубоким взглядом… И сознание ханжеское как бы отказывало реперам в праве на ум, оно просто не справлялось с ломкой устоев. Ну чего умного может изречь какой-то лохматый парень, бормочущий под нос какие-то там слова? Потом стало известно – образование-то у него – ого-го! Британская школа в Москве. Значит, не все реперы - «того»?
Сейчас даже странно это писать, но ведь так думали. И сломать эти представления смог именно Децл. О нем заговорили. Мелькнули родители – «нормальные», симпатичные люди. Децл уверенно поднимался вверх – миллион экземпляров первый диск, клипы – первые места в ротациях, ТВ-хиты. Вышел и второй альбом – «Уличный боец». Премии посыпались одна за другой. Страну отпустило – стало понятно, что это не случайная удача - такой успех, а результат постоянной непростой работы.
***
Самое интересное, что точки над «и» в отношении молодого музыканта расставили два возрастных «авторитета» - эталон интеллигентности и эталон музыкальности. Вся страна наблюдала, как в проекте «Последний герой» Децл подружился с Николаем Дроздовым. Это было феноменально: пожилой интеллигент и репер, ну что могло их объединять? Оказалось, Николай Николаевич увидел Децла таким, каким он был на самом деле – отличным, думающим парнем, со светлой душой, и не смог не оценить этого. А Децл не скрывал своего восторга от общения с Дроздовым, ходил за ним по пятам, слушал, внимал… Такое невольное заступничество мэтра сняло последние препятствия к общественному восприятию юноши «массами».
А потом, для многих не менее неожиданно, выступил Александр Градский. Он рассказывал: мы, мол, соседи по даче. Свидетельствую: Децл – великий труженик! Целый день ходит и бубнит свои пыхлетки под нос, что-то там пишет, мучается муками творчества…
И Децла полюбили.
***
2001-й год – это «Золотой граммофон» в руках Децла. Считай – уже признание общества, хотя волна признания абсолютного накроет музыканта позже. Чуть погодя он выпустит новый альбом, яркий, в прямом смысле слова ознаменовавший рождение Децла как артиста самостоятельного. Он больше не работал с прежней командой, сделал огромный шаг вперед. Тексты писал сам. Изменилась и музыка альбома – теперь там звучали и женские голоса. Песни попали в ротацию на радио, стали хитами, провокационный клип «Лигалаз», правда, запретили на ТВ – ну не мог Децл без провокаций… К четвертому альбому Децл попытался «расстаться с собой прежним», взяв новое имя - Le Truk, но когда стало понятно, что сценический псевдоним прилип к нему намертво, добавил к нему твердый знак на конец – хотя бы так ознаменовав перемены – «ДецлЪ».
Потом – следующий шаг. К классическому хип-хопу, «MosVegas 2012» . Только направленность альбома, при всех музыкальных переменах, была прежней – это был Децл, вечно ищущий правды. В 2010 году вышел пятый альбом «Здесь и Сейчас». Децл, теперь уже безусловный авторитет в мире музыки, стал постоянным членом жюри хип-хоп фестиваля «Битва столиц».
***
Как ни странно, из прицела массовой публики Децл, гуру в своих музыкальных кругах, со временем ушел. К нему привыкли, его приняли, он всем все доказал и как бы отстранился от орбиты, на которой десятилетиями вращались привычные всем музыканты. Ему не нужна была массовая «тусовка», ему нужен был свой мир. Он записал сложнейшие альбомы, причем композиции в них были на нескольких языках, ведь для их создания музыкант привлекал коллег из разных стран – как испанцев и французов, так и ямайцев и японцев, что было совсем необычно. Он стал в смысле музыки гражданином мира – она была понятна без перевода, а использование в записях такой экзотики, как ямайский диалект патуа, придавало музыке дополнительный шарм и безграничье. Признание Децла было уже мировым – один из альбомов презентовали в Барселоне. А после поездки Децла в Бразилию родился новый альбом – стилистически смешанный. В нем встретились и подружились речитатив – легкий, как ветер, фанк, регги…
А о чем пел Децл? Удивитесь. О добре. Пел по своему – «Твори добро, бро». Критики вознесли Децла за этот альбом до небес. Писали в один голос – он показывает, что перспективы музыкальные у Кирилла колоссальные, все впереди…
Взлет – быстрый и яркий. Всегда немного печальный взгляд, искорки в глазах – иногда. Много, очень много мыслей и чувств в голове и душе, мыслей о вечном, о мире. Твори добро, бро… Как-то дико перечитывать сообщение, размещенное в соцсети его отцом, Александром Толмацким. Ведь всего 35. А сердце остановилось…
Для своих лет Децл сделал в музыке очень много. Он был необычен – и доказал право быть таким. Был честным и верным избранному пути – да, конечно. Поломал стереотипы восприятия – безусловно. И даже его сценическое имя стало чем-то вроде идиомы. А еще… А еще он был крутейшим перспективным музыкантом со своей Вселенной и просто очень хорошим добрым парнем.
Светлая память.
Редакция «Вечерней Москвы выражает глубокие соболезнования родным Кирилла Толмацкого, его родителям, жене и сыну, а также многочисленным поклонникам, коллегам и друзьям артиста.