Эксперт: Малому бизнесу нецелесообразно выходить на биржу
Минэкономразвития предложило с помощью субсидий, покрывающих расходы на выход компании на фондовый рынок, расширить возможности финансирования малого и среднего бизнеса. «Вечерняя Москва» спросила у эксперта, насколько эффективным будет предложенная инициатива.
На данный момент малый бизнес испытывает сложности с финансированием. В ноябре средняя ставка рублевых кредитов таким компаниям на срок от года составляла 9,69 процента, следует из данных ЦБ, для всех компаний — 9,45 процента, сообщают «Ведомости». Это связано в том числе с тем, что 8 из 10 малых и средних предприятий закрываются в течение года после начала работы и этот риск банки включают в стоимость кредитов.
По мнению Минэкономразвития, следует заменить деньги банков средствами инвесторов, то есть направить предпринимателей на биржу.
— Особо крупный бизнес имеет право таким образом разместить свои акции и привлечь инвестиции, но, конечно, прежде чем это сделать, необходимо провести аудит, высчитать реальную стоимость компании, бизнес-план, понять, куда пойдут средства и как инвестиции поднимут стоимость компании и можно ли будет после этого акции продать дороже, — рассказал «Вечерней Москве» эксперт по правовым вопросам Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Петропольский.
Если же это облигации, то вопрос стоит в том, точно ли компания будет выплачивать купоны и проценты. Все это контролируется Центральным банком, московской биржей, российской и, если это международная компания, то, соответственно, международной биржей.
По словам эксперта, в случае малого бизнеса работать на таком уровне нецелесообразно.
— Необходимо хорошее финансовое образование, у компании должен быть четкий план развития, она должна увеличивать свою капитализацию благодаря полученным деньгам. Микро- и малый бизнес на таком уровне не работает. Открыли вчера булочную — завтра она может закрыться, — пояснил Алексей Петропольский.
С другой стороны, специалист уверяет, что субсидирование облигаций — отличный подход к развитию бизнеса.
— Идея хорошая, правильная. Однако облигации никакого отношения не имеют к малому и микробизнесу. Это больше касается средних компаний или уже малого бизнеса на грани со средней компанией. У кого действительно есть активы, планы развития и продукт, который они на рынке развивают, который понятен, чтобы компания и себе, и всем остальным могла дать отчет в том, что ее производство может привлечь деньги, — подытожил Алексей Петропольский.