Почему почти 500 учебников вызвали сомнения экспертов
Почти 500 учебников отправлены на дополнительную экспертизу по распоряжению научно-методического совета при Министерстве просвещения России. Такое решение было принято 8 февраля. Прошедшие проверку издания попадут в федеральный перечень.
Как объяснили в пресс-службе Министерства, 490 учебников уже проходили две экспертизы, но заключения специалистов оказались очень противоречивыми. Отметим, что оценке подвергли 99 учебников для старших классов, 235 для средних и 156 для младших.
Качество современных учебников прокомментировал историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.
— Я думаю, что решение Министерства просвещения России во многом связано с тем, что проблема с едиными учебниками по всем базовым предметам так и не решена, в том числе по истории, по которой эту проблему объявили успешно решенной. В школах по-прежнему преподаются все предметы по разным учебникам, развал единого образовательного пространства страны продолжается. И в данном случае эти проверки являются хоть какой-то возможностью минимизировать этот процесс, — отметил эксперт.
Евгений Спицын добавил, что дополнительные проверки могут носить и иной, чисто коммерческий интерес. Вероятно, организации, которые проводят оценку книг, заинтересованы в поддержке определенных издательств и устранении их конкурентов.
— В любом учебнике можно к чему-нибудь придраться и обосновать его «ненаучность», «методическую несостоятельность» и так далее, — поделился мнением советник ректора МПГУ.
Историк считает, что проверять учебники необходимо еще на стадии подготовки, когда над ним работает автор и редактор, а не постфактум, когда он уже поступил в тираж.
— Увы, зачастую экспертиза носит либо чисто формальный характер, либо, напротив, предвзятый, когда придираются к каждой запятой. Лучшим вариантом на сегодня стало бы качественное переиздание советских учебников, доказавших свою состоятельность. Там уж точно не было глупостей и элементарных ошибок. Кстати, в ряде стран Запада именно так и сделали. И потом, сейчас, увы, такие «проверяльщики», что их впору самих проверять на профпригодность и вменяемость, — заключил Евгений Спицын.
Напомним, в состав комиссии вошло 290 человек. Среди них заслуженные учителя, лауреаты педагогических конкурсов, сертифицированные эксперты Российской академии образования и научные сотрудники. Казалось бы, от их компетентного взора не должна ускользнуть ни одна ошибка или неточность. Но в руки учеников продолжают попадать учебники с невероятными ляпами, которые позже обнаруживают родители или сами педагоги. Примеры таких заданий можно легко найти в Интернете.