Цена безопасности
Единая IT-платформа позволит контролировать режим труда водителей, сотрудничающих с разными службами онлайн-заказа. Сейчас агрегаторы могут следить лишь за «своими» водителями, но тем ничто не мешает утром брать заказы от одной компании, а вечером от другой. Стремясь заработать больше, таксисты растягивают стандартную восьмичасовую смену до 10, 12, а порой и больше часов за рулем.
О хронической усталости московских водителей вспоминают, когда очередной уснувший на полном ходу «шеф» попадает в сводки ГИБДД. Самый резонансный случай произошел во время чемпионата мира по футболу: на Ильинке желтая машина с шашечками врезалась в толпу мексиканских болельщиков. Причина банальна – сидевший за рулем мужчина не спал целые сутки. Добровольные переработки таксистов во многом обуславливают рост числа дорожно-транспортных происшествий с их участием – 35 процентов за последние три года. При этом 37 процентов всех случившихся в стране ДТП приходится на столичный регион, куда в поисках заработка съезжаются люди, умеющие лишь крутить баранку.
Между тем, 10 – 12 часов за рулем – это физиологический беспредел. Исследования выявили замедление реакции человека уже на 4-5-м часу езды. На 6-8-м утомление становится явным. Расстояние, с которого водитель замечает дорожные знаки, уменьшается на 20 процентов. Шофер, отработавший больше девяти часов, уже едет за счет морально-волевых усилий. А полусуточные смены увеличивают вероятность аварии в девять раз. И это уже не научные эксперименты, а данные статистики.
В идеале все такси, помимо алкозамка, должны оборудоваться тахографами – приборами, фиксирующими время движения, скорость и пробег машины, а также камерой с функцией распознавания лиц. Сигнал с каждого автомобиля поступит на единую для всех столичных агрегаторов (а через них оформляется 85 процентов заказов в городе) платформу – и переработавших водителей просто отключат от заказов. Пора домой, отдохнуть, выспаться! Эта же система позволит отсекать лихачей – ведь попутно анализируется и качество вождения.
Естественно, за все это кто-то должен платить.
Тахограф с установкой, к примеру, обойдется в несколько десятков тысяч рублей. А тут еще кажущееся неминуемым падение доходов таксистов из-за сокращения смены. Скептики полагают, что в «освободившееся» время они будут подрабатывать где-то еще, поэтому все равно будут садиться за руль уставшие. Но смена деятельности все же значительно снижает риск ДТП. А внедрение общегородской системы контроля приведет к перераспределению доходов в этой сфере бизнеса. Надо вспомнить, что за последние годы средняя поездка по Москве подешевела на треть – благодаря не только конкуренции агрегаторов, но и работе водителей до потери пульса. Когда переработка станет невозможной, цена их труда неизбежно возрастет. Агрегаторы будут вынуждены уменьшить свои аппетиты – сейчас они забирают до 30 процентов от стоимости заказа. Можно спрогнозировать и некоторое увеличение тарифов. Не хочется, конечно, платить больше, но безопасность важнее.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции