Город

Архитектор Николай Шумаков рассказал о своих главных проектах

Архитектору Николаю Шумакову приходится возглавлять сразу два профессиональных союза, московский и российский
Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"
Архитектору Николаю Шумакову приходится возглавлять сразу два профессиональных союза, московский и российский
Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"
Архитектор Николай Шумаков, глава союза московских архитекторов и союза архитекторов России, готовится к 65-летнему юбилею. «ВМ» встретилась с художником.

Если спросить Николая Шумакова про его архитекторскую мечту, он ответит, что «не сыграл еще своего Гамлета». Но признание будет как будто не всерьез. Из разряда — хотите высокопарных фраз? Получите. Кажется, именитый архитектор, с работами которого хоть раз в жизни сталкивался каждый москвич, подшучивает (или отшучивается?) всегда и по любому поводу. Особенно если разговор заходит о личном. Но в шутках Шумакова — только доля шутки...

— Мой любимый проект? — улыбается архитектор, вальяжно устроившись на маленьком мягком диване в мастерской. — Есть такой! Перегоны между станциями метро и тупики. С точки зрения архитектуры выполнены блестяще.

Вроде и отмахнулся, а вроде и правду сказал. Ведь архитектору спроектировать метротупик — все равно что повару сварить яйцо вкрутую. За что же не любить не требующую мастерства работу? Другое дело, выдающиеся «блюда от шефа».

В послужном списке Николая Шумакова — разработка почти 40 станций метро в Москве, Челябинске и Омске. У каждой — особенное лицо. Про типовые станции архитектор даже слышать не хочет. Говорит, еще в 1977-м, когда сразу после Московского архитектурного института пришел работать в Метрогипротранс, решил — никакой серятины. И с тех пор к уникальной архитектуре проектируемых им станций подземки нетнет да и добавит «секретик». Например, свой портрет. Помните металлическую мужскую фигуру в плаще в оформлении фойе станции «Сретенский бульвар»? Привет от Шумакова. А на «Фонвизинской» президент Союза архитекторов России угадывается в... изображении священника.

— Я пытаюсь делать парадоксальные вещи, — говорит архитектор. — В любом объекте должны быть острота, парадокс и юмор.

Одна из визитных карточек Николая Шумакова — Живописный мост в Москве. Вот уж действительно остро и парадоксально. Гигантская красная арка, 72 металлических троса и капсула — яйцо — за этот проект, а также за терминал аэропорта Внуково-1 и ряд станций столичного метрополитена архитектор, первый и единственный среди российских зодчих, получил в прошлом году престижную международную премию Огюста Перре.

— Если мост — не квинтэссенция моих измышлений по поводу архитектуры, то их демонстрация, — с улыбкой говорит Шумаков. — Одно яйцо чего стоит! Кстати, это яйцо — не просто архитектурная форма. Это помещение со светом, канализацией, водопроводом, отоплением, вентиляцией, санузлом и кухней. Когдато на 100-метровой высоте планировали сделать ресторан, потом решили открыть здесь загс. Но пока нет ни того, ни другого. Семь лет назад Ростехнадзор забраковал пассажирские подъемники моста, посчитав их небезопасными. С тех пор готовая к использованию капсула пустует. Когда-нибудь не оправдавшие доверия лифты российского производства заменят на французские, но когда это случится — пока не ясно.

У другого «яичного здания», спроектированного Шумаковым, более завидная судьба. В большом, космического вида, стеклянном эллипсе на Ленинградском проспекте с 2013 года работает Центральный диспетчерский пункт управления движением. И жители быстро привыкли к полукруглой стекляшке, прозвав ее «яйцом Сокола», и автор работой доволен: говорит, неплохо вписалась блестящая сфера в сталинскую застройку.

Полно яиц и в мастерской художника. Впечатляет серия «Новая икона»: один образ — игрушечный Дед Мороз в окладе, второй — десяток выкрашенных в золотой цвет яиц. А между ними на стене — портрет священника. Верит ли Николай Шумаков в Бога? Архитектор отмахивается: все мы атеисты.

А потом невзначай добавляет, что крестился, когда ему исполнилось 40 лет.

— Нет сакрального смысла в том, что я использую в архитектуре яйцевидную форму. Просто мне как человеку, который не умеет рисовать, яйцо изобразить проще всего, — посмеивается в седые усы архитектор. — Что ни рисую, все яйцо получается.

В «новой иконе» Николая Шумакова 30 яиц Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"

Свою живопись Шумаков называет прямолинейной.

Как и шутки. По-другому, у человека, родившегося 1 апреля, быть, наверное, не может. От его пересказа собственной биографии оторопь берет. Родился под землей, в угольной шахте, после института вернулся под землю метро проектировать, теперь опять к «подземному путешествию» готовится: пора, мол, 65 скоро....

— Юморок солдатский, и живопись такая же. В ней нет двойного дна. Вот чайник, вот женщина, вот портрет. А вот красный конь, — улыбается Николай Иванович, кивая в сторону большого полотна, стоящего в центре мастерской.

Картина еще сырая. Конь никакой не красный, а черный. Зато фон — ярко-алый. На коне — обнаженная всадница: изящный силуэт, мазками намечены длинные волосы. Но художник берет кисть и легким движением дорисовывает девушке живот.

— Думаю, она будет беременная и лысая, волосы я закрашу. Так гармонично, — неожиданно решает Шумаков.

Помимо всадницы, за полтора месяца архитектору нужно нарисовать еще 20 картин: в день рождения откроется его персональная выставка, а экспозиция не готова. Приходится писать по выходным — работа в Метрогипротрансе и профессиональных Союзах почти не оставляет свободного времени. Плюс подготовка к международному форуму «Алюминий в архитектуре и строительстве — 2019», который начнется сразу после выставки. Шутка ли — собрать по всей России лучшие объекты, построенные с использованием алюминия. Дома Николай Иванович появляется не раньше одиннадцати вечера, а в восемь утра — уже на работе.

— Дома меня не видят, — ухмыляется Шумаков. — И хорошо. Я не самый приятный человек.

Кокетничает, конечно. Мастерская заставлена картинами — десятки портретов, обнаженка, пара натюрмортов для профанов (люди, далекие от искусства, смеется Шумаков, всегда восхищаются цветочками), картины с изображением яиц («Голубое яйцо», «19 яиц» и другие), автопортреты в полный рост.

— Писать себя легче всего,— объясняет с улыбкой архитектор. — Натура послушная, не нервничает, делает, что скажешь. Легко договориться.

СПРАВКА

Николай Шумаков родился в 1954 году в городе Коркине Челябинской области. Главный архитектор АО «Метрогипротранс», президент Союза архитекторов России, Союза московских архитекторов, член Архитектурного совета Москвы, заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств, академик Международной академии архитектуры (МААМ), член Союза художников. Автор знаковых для столицы объектов: станций метрополитена («Борисово», «Битцевский парк», «Парк Победы», «Воробьевы горы», «Шипиловская», «Зябликово», «Теплый Стан», «Петровско-Разумовская» и др.), монорельса, Бутовской линии легкого метро и других проектов.

Архитектору Николаю Шумакову приходится возглавлять сразу два профессиональных союза, московский и российский
Фото: Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER