Зачем нужны минимальные цены на алкоголь
Министерство здравоохранения Российской Федерации позитивно оценило предложенную еще в прошлом году инициативу Министерства финансов об установлении минимальной розничной цены на любые алкогольные напитки.
В самом Минздраве отмечают, что такая практика весьма положительно влияет на потребление спиртных напитков населением. В пример были приведены данные Всемирной организации здравоохранения, согласно которым повышение цен и акцизов на спиртное сокращает его потребление людьми.
Впрочем, как считают некоторые эксперты, подобная мера не очень сильно повлияет на алкогольный рынок и, в частности, на уровень продаж слабоалкогольной продукции.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
— С полок уйдет пиво с заведомо заниженной стоимостью. Я видела информацию, что в одной из крупный розничных сетей пиво продавалось по 9 рублей за бутылку, притом что акциз стоит 21 рубль плюс НДС. Таким образом, пиво стоило ниже, чем ставка акциза. Подсчет минимальной цены, которая может быть, — сложный механизм, где учитываются средние затраты. Ориентиром для установления минимальной розничной цены будут затраты на крупных пивоваренных заводах, — сказала президент Национального союза производителей пива и напитков Елена Цветкова.
С коллегой согласен и Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФФРА». Он подчеркнул, что установление минимальной цены и возможное ее повышение никак не отразится на объемах продаж спиртных напитков.
— Минимальные розничные цены надо было вводить вместе с ценами на водку еще в 2010 году. Но тогда стояла главная задача — победить или вытеснить нелегальную водку. После этого за два-три года фальсификат из розничной торговли удалось убрать. Второй этап выдавливания нелегальной водки завершился в 2017 году, когда в полную силу заработала система ЕГАИС. Сегодня мы имеем на 100 процентов легальный рынок всего алкоголя в секторе легальной розничной торговли, которым пользуется все население с зарплатой выше 20 тысяч рублей, — сказал Вадим Дробиз.
Тем не менее, по мнению эксперта, осталась проблема легальной фальсифицированной продукции. В качестве примера можно привести ряд случаев, когда потребитель покупает коньяк, у которого на этикетке написано «пять звезд», по вкусу, цвету, аромату, качеству бутылки все прекрасно. Сам производитель тоже отличный. Но при проверке выясняется, что там не «коньячный» виноградный спирт, а этиловый с ароматизаторами и красителями. Но с него полностью уплачен акциз и все остальное. Именно для борьбы с таким продуктом Минфину и Росалкогольрегулированию нужно иметь возможность установки минимальных розничных цен.
— Наше государство, к сожалению, идет по пути занижения цен на алкоголь, что само по себе создает лазейку для подобного фальсификата. Поэтому нужно разрешить Минфину иметь возможность вводить минимальную цену на любую продукцию, а также заставить его правильно рассчитывать эти цены, — добавил Вадим Дробиз. — А уж на потребление это никак не повлияет. Та же водка должна стоить 230–240 рублей, а государство установило 215. И теперь если самую дешевую водку перевести на «правильные» цены, то меньше ее покупать не станут. То же самое и с другой продукцией. Увеличение стоимости никак не повлияет на потребление алкоголя с гарантированным качеством.
Что касается москвичей, то в среднем на одного жителя столицы приходится порядка 13,3 литра алкоголя в год, тогда как в наиболее пьющих регионах данная цифра может доходить до 20 литров на человека.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Москвичи выпивают вдвое больше вина, чем в среднем по другим крупным городам страны.