Мнения экспертов на тему покупки парковочных мест разделились
По данным гендиректора риелторской компании Натальи Шаталиной, в старой Москве подземные паркинги есть в 94 процентах жилых комплексов бизнес-класса. Ими обладают 86 процентов комплексов комфорткласса и 22 процента комплексов экономкласса.
— Это неудивительно: еще при прошлом мэре было принято решение, что дома без подземных паркингов в Москве не строятся, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — С другой стороны, девелоперы от обязанности строить парковки — особенно если у них дом комфорткласса — всячески увиливают. Дело в том, что себестоимость строительства подземных стоянок очень высока, а покупают их плохо.
Космические цены
Ярослав Дарусенков, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука жилья», привел пример:
— В паркинге на 700 машино-мест может продаваться по 10–15 мест за месяц, и полная их реализация растягивается лет на пять, — рассказывает эксперт. — Конечно, девелоперам это невыгодно.
По словам участников рынка, цена подземной парковки обычно — 9–11 процентов цены квартиры. Стоимость — в зависимости от района и места внутри паркинга — существенно колеблется.
— Дороже всего стоят места на первом этаже надземной парковки и на минус первом этаже подземной, а также рядом с лифтом. Парковочное место в центре города будет стоить гораздо дороже, чем такие же на окраине, — рассказала управляющий партнер Delta estate Елена Земцова.
Почему же парковки расходятся так плохо?
— Главная причина — возможность поставить машину во дворе или рядом совершенно бесплатно, — пояснил Григорий Мельник. — Уровень автомобилизации в Москве уже почти достиг европейского, а правила парковки больше напоминают советские. Не существует, например, резидентных парковок — машино-мест, которые ты арендуешь у города. Даже если ты живешь в центре, в зоне платной парковки, то можешь не тратить 6–6,5 миллиона на покупку места в паркинге. Ты всего за 3 тысячи рублей в год получаешь право ставить свой автомобиль на любое свободное машино-место. И тогда возникает вопрос: а зачем тебе в принципе место в паркинге покупать?
Автоэксперт Игорь Моржаретто не согласен.
— Бесплатная парковка сопряжена в Москве с рядом трудностей. Я, например, возвращаясь с работы, долго ищу место, где можно «воткнуться» — езжу, уставший, по дворам, жгу бензин и личное время. Конечно, это крайне неудобно, — говорит он.
Решение на перспективу
По мнению эксперта, покупка паркинга — дело скорее перспективное.
— Он дает очень много преимуществ. Во-первых, у вас всегда есть место, где поставить машину — вы экономите время. Во-вторых, защищаете автомобиль от снега и дождя, которые разрушают кузов. Как известно, автомобиль, стоящий в гараже, служит значительно дольше, чем тот, что «живет» на улице и требует меньше затрат на ремонт, — поясняет Моржаретто. — Немаловажно, что гараж защищает автомобиль и от стихийных бедствий. Случаев, когда на машину падали ветки деревьев или рекламные щиты, хватает.
Также, по словам эксперта, охраняемый паркинг защищает машину от угона и вскрытия салона. От случайных хулиганов, которые могут разбить стекло. А еще от необходимости буквально откапывать автомобиль после каждого серьезного снегопада. А их, по статистике метеорологов, в Москве за зиму в среднем происходит двадцать.
— Проблема только в одном: если вы продаете свою квартиру, продать паркинг вам будет уже сложнее, потому что его востребованность значительно меньше, — пояснил Игорь Моржаретто. — С другой стороны, если он в удобном месте, можно сдавать. Но есть и хорошая новость: купить паркинг можно значительно дешевле номинала. Поскольку парковки плохо расходятся, девелоперы часто объявляют на них существенные скидки или «прикрепляют» к квартире — тогда вам в любом случае придется купить. Нередко проходят акции «Машино-место — в подарок».
Даже если никаких акций и скидок нет, то, уверяют эксперты, поторговаться с застройщиком всегда можно: ему выгоднее сейчас продать машино-место дешевле и вложить деньги в новый проект, чем ждать (возможно, несколько лет) покупателя за полную цену.
Хорошая инвестиция
— Покупка места в паркинге — хорошая инвестиция, — убежден Григорий Мельник. — Зона платных парковок постоянно растет. А резидентное разрешение, я напомню, действует только с восьми утра до восьми вечера, — пояснил эксперт. — А если вы приезжаете раньше или уезжаете позже? К тому же в центре, да и не только, есть места, где местные жители занимают буквально все парковочное пространство. То есть формально у вас право припарковаться есть, а фактически реализовать его сложно — слишком много таких же, как вы, желающих.
Еще один аргумент в пользу покупки паркинга — резкий рост числа шлагбаумов во дворах.
— Еще несколько лет назад поставить машину было всегда можно в соседнем дворе, а сейчас туда даже не заехать, — говорит Григорий Мельник. — Что касается новостроек, то все более популярной становится концепция «двор без машин». Это значит, что ты ни в свой, ни в соседний двор не заедешь в принципе, потому что наземная парковка там запрещена. Или оставляй машину на улице, или ставь в платный подземный паркинг.
Татьяна Подкидышева, директор по продажам крупной девелоперской компании, отмечает, что в Москве становится все больше улиц, где стоянка машин в принципе запрещена.
— Такая локация может появиться и возле вашего дома, — поясняет эксперт. — Вот и получается, что даже на улице рядом с домом вы оставить машину не сможете. И паркинг остается, по сути, единственным для автомобилиста вариантом.
СПРАВКА
За МКАД стоимость машино-места начинается примерно от 400 тысяч рублей. В Москве она варьируется от 800 тысяч до 2,5 млн — в комфорт-классе. А в бизнес-классе — от 1,2 до 4,5 млн рублей. В классе премиум средняя цена места — 6 млн рублей. В элитных комплексах — от 2 до 13 млн рублей.