Коррупция бъет по малому и среднему бизнесу
То, что предприятия малого и среднего бизнеса столицы истерзаны немотивированными проверками, ни для кого не секрет. Не раз уже публично говорилось и о том, что целью проверяющих при подобном «наведении порядка» является взятка. В связи с этим на сайте Генпрокуратуры РФ даже открыли раздел для прокурорского надзора по защите прав предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом. Так вот, каждую неделю это ведомство получает до полусотни сообщений о фактах грубого вымогательства проверяющими денег у бизнесменов. Есть о чем задуматься.О том, как ведется борьба с коррупцией в среде малого и среднего бизнеса столицы, корреспонденту «Вечерки» рассказал [b]Андрей Маштаков, генеральный директор ЗАО «Московское агентство по развитию предпринимательства»[/b].[i][b]Закон – стена, а не дышло[/i]– Андрей Леонидович, насколько, по вашему мнению, эффективна помощь правительства нашего города представителям малого и среднего бизнеса? Разговоров ведь на эту тему много: и о деньгах (кредитах), и о законодательных решениях, и о создании вспомогательных структур. Как вся эта махина помощи ложится на живое поле столичного малого бизнеса?[/b]– Надо сказать четко: столичные малые и средние предприниматели получили в руки законодательные и финансовые инструменты, которыми могут защищаться, к примеру, от тех же самых излишних проверок.Есть необходимые постановления правительства и других органов власти. Они разъясняют, каким образом эти законы работают. Но, к сожалению, проблема как была, так и осталась. Не только потому, что законы запутаны, а денег недостаточно. Просто многие предприниматели не знают о том, что есть законы, которые их защищают. Мы, как Московское агентство по развитию предпринимательства, работая в проекте правительства Москвы «Неотложная правовая помощь», сталкиваемся с этим практически каждодневно.Вчера, кстати, был пример, подтверждающий такую ситуацию. Предприниматель, к сожалению, не знает даже, куда ему обращаться. Московскому предпринимателю, выполнявшему государственный заказ Московской области, не заплатили за выполненную работу.Он полностью оборудовал мебелью один из детских садиков. А заказчик платить отказался. Для предпринимателя эта проблема достаточно сложная. Но с законодательной позиции она решается просто. Однако руководители фирмы пошли, как говорится, по самому трудному пути, пытаясь решить проблему по-хорошему. Потратили на это уйму времени.Когда они пришли к нам и мы им объяснили, какие права у них есть, что могут сделать для своей защиты, женщина-предприниматель аж заплакала. То есть она не ожидала, что существует такое количество поддержек представителям малого бизнеса. Увы, этот пример не единичный. А ведь мы чуть ли не на каждом перекрестке вывесили телефон «горячей линии» неотложной правовой помощи: [b]782-00-82[/b].Звоните! Сообщайте о своих проблемах! Поможем.[b]– Что вынуждает малый бизнес давать взятки, соглашаться на «откаты»? Это несовершенство законодательства или просто российская традиция?[/b]– Здесь, скорее всего, совокупность двух этих факторов. Малому предпринимателю необходимо как можно больше времени уделять своей работе. У него нет никаких отделов, департаментов и так далее. Он сам должен успеть везде. Нередко бизнесмены работают на свой страх и риск. Работники милиции прекрасно это знают и останавливают работу таких офисов. Налагают на бизнесменов штраф. В «откат» получают деньги. Теперь смотрите, что получается. С одной стороны, двухмесячная работа с документами плюс конкурс, который займет еще 30 дней драгоценного рабочего времени. С другой – небольшой куш местным милиционерам, которые практически не будут задавать вопросы.Такая же ситуация складывается у представителей малого и среднего бизнеса с налоговой инспекцией, когда она закрывает организациям счета. Им выгодно решать вопросы, к сожалению, посредством денежных штрафов.Здесь я вижу только один выход – быстрое рассмотрение в судах тех вопросов, которые возникают при проведении проверок или при закрытии предприятия.[b][i]Юридическая «неотложка»[/i]– Расскажите про программу о неотложной правовой помощи.[/b]– Задумана она была еще в начале 2006 года. В 2007 году попала в план работы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы – это так называемая комплексная целевая программа.На ее реализацию запланированы бюджетные средства. Мы уже отработали два года. Хочу сказать, что это дело полезное. Даже не из-за того, что именно мы выполняем эту работу. А из-за того, что предприниматели написали достаточно большое количество обращений с благодарностями. Значит, им эта программа действительно помогает.У нас в каждом округе столицы есть свой юрист. Работают мобильные офисы, которые выезжают на место проверки. При этом предприниматель не платит за наше юридическое обслуживание.[i][b]Ликбез для «маленьких»[/i]– Какие наиболее эффективные законодательные документы вы могли бы порекомендовать изучить малым и средним бизнесменам столицы?[/b]– Нынешний год ознаменован рядом кардинальных изменений законодательства, касающихся малого бизнеса. Так, 26 декабря 2008 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он предусматривает сокращение количества плановых проверок и существенно ограничивающий проведение внеплановых проверок предприятий малого бизнеса. Основные его положения вступили в силу с 1 мая 2009 года. По этому закону микропредприятие можно теперь проверять не более 15 часов.В свою очередь, в Москве в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на период мирового финансового кризиса и реализации положений данного закона издан Указ мэра Москвы от 10.02.2009 г. № 8-УМ. Он приостановил плановые проверки малых и средних предприятий органами исполнительной власти города до конца 2009 года.[b]– А потом их опять начнут «кошмарить»?[/b]– Сейчас идет обсуждение возможности продления моратория на 2010 год. Далее в целях реализации данного закона правительством Москвы принято также Постановление от 17 февраля 2009 года № 104ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы». Этим документом определяются общие направления регулирования контрольной деятельности на территории города Москвы. В нем есть положения о правовой поддержке малых и средних предприятий. Содержатся конкретные поручения органам исполнительной власти города Москвы, направленные на устранение административных ограничений при развитии предпринимательства.[b]– Какова во всем этом роль Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы?[/b]– Он определен как орган, осуществляющий взаимодействие с органами прокуратуры при проведении мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Специалисты департамента осуществляют также координацию органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).Кроме того, постановлением утверждена «Концепция правовой поддержки и защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Она предусматривает оказание правовой поддержки предпринимателям за счет средств бюджета города Москвы, в частности защиту их прав при проведении проверок.[b]– А если у предпринимателя дела, что называется, «горят синим огнем»?[/b]– В такой ситуации в качестве оперативной правовой помощи предпринимателям в столице работает проект Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы». Он предусматривает защиту прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении проверок контролирующими органами.[b]– Интересно было бы взглянуть на результаты этой работы.[/b]– Пожалуйста. С января по сентябрь 2009 года в службу «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы» поступило 6750 обращений предпринимателей. По ним проведено 13 275 консультаций. В том числе 750 консультаций с выездом на малые предприятия. Из них 182 – на проверки контролирующими органами. Результаты 24 проверок обжалованы в суде либо у вышестоящего лица и отменены.Кроме того, при правительстве Москвы создан специальный штаб, который рассматривает все заявления от предпринимателей о возможных попытках «рейдерских» захватов.[b]– А антирейдерский штаб, о работе которого мы рассказывали нашим читателям в прошлом году, работает? Результаты есть?[/b]– Первый плюс его работы в том, что предприниматели поняли – правительство города и Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы готовы их защищать. Мы оказываем помощь всем, кто позвонит нам по телефону 78200-22. Каждого обиженного предпринимателя приглашаем в офис или выезжаем к нему на рабочее место.Пытаемся выяснить ситуацию, проводим анализ работы. После этого готовим специальные документы и отправляем их в штаб. Там есть люди, которые конкретно обрабатывают все наши предложения и также встречаются с предпринимателями. Если необходимо, как говорится, «выставляем флажки»: то есть останавливаем действия рейдеров по незаконному отъему бизнеса и недвижимости.Если необходимо, то возбуждаем уголовные дела.[b][i]Курьезы «большого брата»[/i]– В нынешнем году были приняты и вступили в силу важные федеральные нормативные акты. Не могли бы вы их прокомментировать?[/b]– Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 312-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Изменения касаются учредительных документов ООО (обществ с ограниченной ответственностью). Согласно им уставы и учредительные договоры ООО, созданных до дня вступления его в силу, подлежат приведению в соответствие с его нормами не позднее 1 января 2010 года.[b]– Это хорошо или плохо для бизнесменов?[/b]– Судите сами: неисполнение указанной нормы закона в установленные им сроки может создать сложности в повседневной хозяйственной деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Так как их учредительные документы не будут соответствовать действующему законодательству.Малый и средний бизнес в панике. Не успевает оформить бумаги. Есть и еще одна горячая «изюминка». От пожарных.Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с 1 мая 2009 года установил новые подходы к пожарной безопасности. В том числе существенно сокращено количество требований в сфере обеспечения пожарной безопасности. Введен новый институт – пожарная декларация. Она позволяет собственнику объекта заявлять о соблюдении требований пожарной безопасности в уведомительном порядке.Однако и ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности отныне будет возложена на собственника объекта (или лицо, уполномоченное на управление этим объектом). Он получит право самостоятельно выбирать способы пожарной защиты своего объекта.[b]– Вот и хорошо! Захотят гореть, пусть экономят на пожарной безопасности. Не захотят – пусть все помещения оборудуют по нормам.[/b]– Все так. Только никто из предпринимателей толком не знает, как правильно заполнять эту пожарную декларацию. Путаница в головах большая.[b]– А что вы скажете о Постановлении правительства РФ от 16 июля 2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов деятельности»?[/b]– Этим постановлением установлен новый порядок начала осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. С 1 июля 2009 года органам государственной власти и местного самоуправления запрещено требовать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей всякие разрешения, заключения и иные документы для начала осуществления предпринимательской деятельности.[b]– Кому же такое послабление сделано?[/b]– К таким видам деятельности относятся розничная торговля, бытовые услуги, услуги общественного питания и многие другие.[b]– А если перевести это постановление на русский язык?[/b]– Отныне предприниматели обязаны лишь уведомить уполномоченный правительством РФ (в соответствующей сфере) федеральный орган исполнительной власти. Мол, начинаем осуществлять предпринимательскую деятельность. И все! Порядок начала предпринимательской деятельности существенно упрощается…[b]– Но возрастает и степень ответственности предпринимателей, заявляющих о своем соответствии требованиям законодательства[/b]?– Пряника без кнута не бывает. Назову еще один и очень сладкий. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 173 «О внесении изменений в ст. 17.1 и ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции» продлил договоры аренды государственного и муниципального имущества без конкурса до 2015 года.[b]– Не может в нашей законодательной бочке меда не оказаться известной ложки дегтя. Она в новых документах есть?[/b]– Многие документы действительно оказались скороспелыми. Например, закон № 312-ФЗ о приведении в порядок уставов ООО поднял на дыбы пол-Москвы. До 1 января все должны перерегистрировать свои уставы. В очередь в налоговую инспекцию № 46 ежедневно приходят больше 2 тысяч организаций! Сотрудники нашего агентства помогают бизнесменам в этой работе.Они вынуждены занимать очередь в налоговую с половины шестого утра. Мы вынуждены изменить рабочий график МАРП: сначала помогать предпринимателям, а потом выполнять свою текущую работу. Уже появилось такое явление, как продажа очереди за деньги. Это нехорошо.С другой стороны, и деваться некуда. Ведь в Москве около 180 тысяч ООО. К тому же многие предприниматели приходят не только перерегистрироваться, но просто вносить в документы какие-то изменения, уточнения… Закон, получается, правильный, должен остановить рейдерство. А вот воплощение его – со скандалом идет.«Пожарному» закону тоже вначале обрадовались. Теперь, мол, пожарники не будут к нам ходить и дергать. Оказалось, все наоборот. Для заполнения пожарной декларации приходится обращаться к посредникам, которые берут с предпринимателей деньги за помощь.Мы постоянно сталкиваемся с проблемами предпринимателей. Пытаемся помочь им разрешить их. Привести их в соответствие с новым законодательством.Проверяющие сейчас просто изворачиваются для того, чтобы найти основания и провести-таки проверку интересующего их предприятия. Даже ту, которую нет смысла и проводить. Понятно, нельзя отпускать предпринимателя в свободное плавание. Контроль нужен.Но делать это надо по запросам потребителей или в той ситуации, когда поведение предпринимателя угрожает здоровью или жизни людей. Но просто так, ради «галочки» отвлекать предпринимателей от работы не позволено никому.Есть еще одна наболевшая проблема. Это административные барьеры, которые на самом деле вдруг появляются из ничего. К нам из одного округа (не буду его пока называть) приходят обращения.Суть в том, что крупные руководители в исполнительной власти решили навести порядок в хозяйстве.Но наводится он таким образом, что предприниматели останавливают свои заводики, которые эффективно работали, закрывают прибыльные магазины, развлекательные клубы. Они получают какие-то непонятные обращения с невнятными требованиями. Их начинают проверять по поводу и без.Скажу прямо: мы будем придерживаться тех установок, которые дает законодательство. Будем писать в прокуратуру, в вышестоящие милицейские органы. Чтобы данные структуры не использовались как инструмент давления. А это, к сожалению, почему-то происходит.[b]Прямая речьЮрий ЛУЖКОВ, мэр города (на встрече с предпринимателями):[/b][i]– Мы не думаем, что произойдет резкое, серьезное улучшение ситуации с бизнесом. Поэтому в бюджете следующего года правительство города подготовило предложение, которое имеет своей целью и дальше поддерживать и сохранить те льготы, которые мы объявили и обеспечиваем по 2009 году.Делаем мы это абсолютно осознанно. С пониманием того, что сегодня в малом бизнесе города функционируют 364 тысячи структур. Это примерно 100 с небольшим тысяч индивидуальных предпринимателей. Остальное – малые и средние предприятия. В их работе задействованы 2,5 миллиона человек. Для нас самой важной задачей в кризисной ситуации является сохранение потенциала рабочих мест.Все наши усилия, которые осуществляются вместе с бизнес-сообществом, с предпринимателями, их общественными организациями, дают самый положительный результат.Есть рабочие места, значит, бизнес востребован.Значит, есть заработная плата. Отчисления от нее – подоходный налог и наполнение бюджета города.Это довольно приличные деньги в бюджете. Их мы снова направляем на поддержку малого бизнеса.Так соблюдается социальное спокойствие. Так налаживается политическая стабильность в городе.Мы будем и дальше работать над тем, чтобы формировать новые рабочие места, создавать рынок вакансий. Решать вопросы обучения или переобучения кадров.[/i]