Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Леонид Ярмольник: Артист не должен опускаться до зрителя, как и писатель до читателя

Общество
Леонид Ярмольник: Артист не должен опускаться до зрителя, как и писатель до читателя
Артист Леонид Ярмольник на съемках фильма «Одесса» Валерия Тодоровского / Фото: Владимир Максимов/продюсерская компания Валерия Тодоровского
Завершились съемки фильма Валерия Тодоровского с рабочим названием «Одесса», продюсером и исполнителем главной роли которого выступает артист Леонид Ярмольник — соавтор фильмов Тодоровского на протяжении нескольких десятилетий. В беседе с «ВМ» актер размышляет о проблемах современного кино, задачах артиста и рассказывает о великих режиссерах, с которыми его свела жизнь.

— Леонид Исаакович, вы — единственный из знакомых мне людей, который отказался от званий заслуженного и народного артиста. Почему?

— Я считаю, что это звание в последние десятилетия обесценено беспорядочностью его раздачи. Последние правильные «народные» — это народные артисты СССР. Для меня народными артистами являются Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков. Их звания совпадают с интересом зрителей к ним.

Кроме того, я — выпускник Щукинского училища, работавший в Театре на Таганке. У меня перед глазами был яркий пример истинно народного артиста Владимира Высоцкого, который умер без каких-либо званий. Мне несколько раз предлагали, начиная лет с 45, присвоить звание. Но с 1983 года, когда я ушел из театра, мне понравилось быть «неуловимым ковбоем», то есть не числиться ни в каких списках, штатах и никому не принадлежать. Я свободный художник, работающий по договорам. И за все, что в жизни делаю, отвечаю лично, ни на кого не списывая свои просчеты. Но никто и не присваивает себе моих побед или удач.

— Любопытно, как вы оказались в этой профессии: ваш отец — военный, мать — медик... Вам нравилось, когда на вас обращали внимание или вы пережили какое-то театральное потрясение?

— Ну, если совсем просто, то да — я с раннего детства любил, когда на меня смотрят окружающие. Стишок на стульчике прочитать, скопировать то, что видишь по телевизору, поучаствовать в школьных вечерах самодеятельности...

В шестом классе прибился к народному театру имени Ленинского комсомола во Львове. Там выпускались спектакли, мы занимались сценической речью и движением. Но в то же время я много чем увлекался с не меньшим азартом — плаванием, конькобежным спортом, велосипедом.

— А как случились в вашей жизни первая рюмка водки, сигарета, влюбленность?

Курю с пионерского лагеря — в мое время считалось неприличным не курить, это входило в кодекс «нормального пацана». Сигареты воровались, покупались, прятались. И если у тебя появлялась пачка «Мальборо», то ты становился самым крутым во дворе. К сожалению, мы умнеем только с годами, когда курение начинает влиять на сосуды, на давление. Что касается влюбленности, то мне всегда нравились девчонки лет на пять-семь постарше. Все надо мной издевались по этому поводу, но тем не менее у меня были свои пассии, которые нежно ко мне относились. Одна была блондинка, другая брюнетка, нравились обе одинаково. Став старше, стал обращать больше внимания на блондинок, в чем нет оригинальности. И последние 37 лет счастливо живу с блондинкой.

— Вы одно время серьезно увлекались «Битлз». Околомузыкальная тусовка того времени — это неизменная фарца пластинками и прочими раритетными предметами обихода. В вашей жизни все это присутствовало?

— И джинсы покупал на Беговой возле комиссионки, когда уже в Щукинском учился. И пластинки — за какие-то дикие по тем временам деньги. У меня был магнитофон «Комета», что было круто, и я записывал рок на кассеты за 2–3 рубля. А «Битлз»? Это было сумасшедшее увлечение. У меня в школе была кличка Леннон, я купил на барахолке круглые очки, отпустил длинные волосы. Меня не пускали в школу, директор встречал на лестнице и, потрясая кулаком, отправлял стричься. А я, радуясь выпавшей свободе, шел в кинотеатр смотреть гайдаевскую «Кавказскую пленницу».

— И вы — бунтарь в душе — в итоге оказались в родственном по духу Театре на Таганке?

— Никогда не ощущал себя бунтарем. Речь шла о внутренних симпатиях, которые испытывал и которые были для меня важнее, чем то, что от меня требовали. Приказ «Встань в строй!» меня не устраивал. За годы я понял, что меньше всего люблю ходить строем.

Леонид Ярмольник: Артист не должен опускаться до зрителя, как и писатель до читателя Сам актер Леонид Ярмольник подтвердил факт исковых претензий к нему / Кадр из фильма «Переводчик»

— Что осталось в сухом остатке от тех восьми лет, которые вы провели в Театре на Таганке?

— Еще учась в Щукинском училище, я за два года пересмотрел по пять-шесть раз все любимовские спектакли. Я был влюблен в «Таганку»: в 1972–1976 годах это был самый крутой театр страны. Естественно, моей тайной мечтой было работать у Любимова. Судьба была благосклонна: первый же показ курса, организованный нашим педагогом Юрием Катиным-Ярцевым, случился там. В те времена существовали худсоветы, и на нашем показе сидели все так называемые «кирпичи» этого театра — Высоцкий, Демидова, Филатов, Хмельницкий, Золотухин. Я играл водевиль, читал Жванецкого, изображал животных. Если бы меня попросили показать стриптиз, я бы и его показал, поскольку был готов на все! Меня взяли. Но самое удивительное, что как раз в Театре на Таганке я ничего особенного не сыграл, хотя проработал восемь лет до момента, когда Любимова лишили гражданства.

— Каков был Юрий Любимов? Вы ведь за свою жизнь поработали с очень большими режиссерами, вам есть с кем сравнивать…

— Он был абсолютным гением. Как и Алексей Герман. Это люди со своим видением мира, каждый — со своей планеты, даже со своей галактики. Я играл в семи его спектаклях, но это, увы, не были роли, по которым можно было понять, хороший я артист или нет. У Юрия Любимова были свои ориентиры — Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Филатов, многое строилось на них.

Я помню, как начинал репетировать Раскольникова, но в глубине чувствовал, что, может быть, я и Раскольников, но не любимовский. А любимовский Раскольников — Саша Трофимов, который эту роль потом и сыграл. С годами я все это понимаю и не комплексую. Тем более что «Таганка» стала для меня невероятной школой: часами сидел в зрительном зале и смотрел, как работают Высоцкий, Золотухин, Демидова и как проводит репетиции Юрий Петрович.

— А как складывались отношения с Высоцким?

— Он относился ко мне очень внимательно. Именно Высоцкий был инициатором того, чтобы я вместо него играл Керенского в «10 днях, которые потрясли мир», когда он уезжал. Высоцкий репетировал со мной несколько раз, я играл в его костюмах Гитлера, Чаплина в «Павших и живых». Но сейчас понимаю, что играл плохо. Потому что играл не столько Керенского или Гитлера, сколько, как обезьяна, пытался скопировать самого Высоцкого. Ничего с этим поделать не мог: мне было не до исторических персонажей, я был в восторге от того, как это делал Владимир Семенович.

— Недавно Саша Захарова иронично сказала, что режиссер не может не быть тираном. В «Том самом Мюнхгаузене» вы работали с ее отцом — «тираном и деспотом» Марком Захаровым...

— Это Захаров-то тиран и деспот?! Марк Анатольевич интеллигентнейший, умнейший человек. Он всегда что-то придумывал, помогал артистам. Работали мы в присутствии Гриши Горина, который все наши удачные импровизации тут же вносил в сценарий. Это было абсолютное счастье! Я считаю, что этот фильм, из снятых Захаровым, — главное его кино — по сути, по содержанию, по исполнению. Фильм дорог еще и тем, что мы там плотно общались с моим другом Олегом Янковским.

— Раз мы заговорили о дружбе, не могу не вспомнить Сашу Абдулова, с которым вы познакомились в студенческой общаге ГИТИСа, дружили всю жизнь и снимались у него в картине «Бременские музыканты & Co». Не кажется ли вам, что он, чувствуя, что фильм станет единственным, щедро впихнул в него сразу все свои задумки?

— Это не самая удачная картина, но Саше очень хотелось снимать кино. Он любил «Бременских музыкантов», так как сам был замечательным другом. А дружба лучше всего выражена в этой истории. Он в картине собрал разом всех своих друзей — Янковский, Збруев, Пуговкин, Лазарев, Немоляева, Глузский, Певцов, Степанченко, Лазарев-младший... Мне очень нравилась вовлеченность Саши в процесс, но, к сожалению, он не успел стать настоящим режиссером.

Хотя как актер он — глыба, знак своего времени. Режиссерская профессия приобретается опытом и требовательным отношением к себе. А у Саши это было.

Леонид Ярмольник: Артист не должен опускаться до зрителя, как и писатель до читателя Хамовнический суд рассматривал иск к известному актеру Леониду Ярмольнику / кадр из фильма «Ночные стражи» (2016)

— Вы снимались во многих хороших комедиях. Почему наше время не рождает новых Гайдаев?

— Формула гайдаевской комедии — это прежде всего безупречный вкус и хороший юмор, когда режиссер чувствует грань между тонкой шуткой и той, которая ниже пояса. Гайдай и Данелия, Рязанов и Сурикова — люди одного клана.

Они сформировали вкус целого поколения. Сегодня тоже есть хорошие комедии, но они сделаны по другой формуле. Хотя, безусловно, в них живут и Рязанов, и Гайдай, и Данелия, потому что молодые режиссеры в хорошем смысле зависят от тех, кого я назвал. Но меняется время, скорости, приличия. Я видел прекрасные свежие комедии — «Домашний арест», ироничный сериал «Обычная женщина». Есть замечательные комедии Гриши Константинопольского, и так, как он снимает, вообще никто снять не может. Недавно посмотрел его «Русского беса» — прекрасный фильм, хотя для меня и не бесспорный. Там есть вещи, которые я не догоняю, как говорит молодежь. Но думаю, что я их не догоняю потому, что там часто сюжетно не все срастается. И там замечательно работает Ванька Макаревич.

— Сын другого вашего близкого друга?

— Да, Андрей Макаревич — мой ближайший друг. Как и Саша Адабашьян, Леня Агутин, Коля Расторгуев, Юра Николаев. Эта дружба исчисляется десятками лет. Моих друзей объединяет то, что они похожи только на себя.

— Ну, тогда расскажите про вашу кругосветку, которую совершили в компании с Макаревичем, Сенкевичем, Леонидовым и Хейердалом?

— Мы облетели вокруг земного шара, с выпивкой и прочими сопутствующими атрибутами. Останавливались в удивительных местах. Тур Хейердал водил нас красивыми тропами, показывал пирамиды, мы были на острове Пасхи. Эта поездка — целая жизнь. Но по истечении лет я понимаю, что самое главное, что в ней были люди, с которыми меня свела судьба. Если бы я на все смотрел в одиночестве, то не был бы так впечатлен. Это похоже на то, когда смотришь хороший фильм дома один или в переполненном зрительном зале, который дышит в унисон с тобой.

— Такое, как «Барак» или «Мой сводный брат Франкенштейн»?

— Этими фильмами я горжусь. Я был там продюсером, потому что считал, что это — кино, которое нужно обязательно снять. «Барак» — величайший фильм, который сделали покойный Валерий Огородников и гениальный оператор Юрий Клименко, с которым мы потом работали у Алексея Германа в «Трудно быть богом». Фильм «Барак» не стареет, за него мне Владимир Владимирович Путин вручил Государственную премию в 2000 году.

А что касается «Франкенштейна»... Я ведь много лет работаю с Валерием Тодоровским. Вот и сейчас мы завершаем новый фильм «Одесса», я там продюсер и играю одну из ролей. Когда Валера был еще студентом ВГИКа, то у него было две мечты — снять «Буги на костях», которые в прокате стали «Стилягами» (я там был продюсером). И вторую историю — «Холера» (рабочее название фильма «Одесса»). «Одесса» — драма про большую семью, история местного короля Лира. У моего героя есть три дочери. Одну играет Ксюша Раппопорт, другую — Женя Бриг, супруга Тодоровского, третья дочка возникает в телефонных разговорах с Москвой.

Евгений Цыганов играет моего зятя. Дело происходит в 1970-м, в разгар эпидемии холеры. Мой герой дорог мне тем, что я играл по сути дела своего отца. Его уже нет с нами, но жива мама, и я очень жду, когда картина будет готова, чтобы ей показать. Она для меня станет главным критиком. А вообще-то эта история связана и с Валериным детством, так как я играю дядю Гришу, которого он знал лично. Думаю, что это будет тот фильм, который мы всегда ждем от Валерия Тодоровского.

— Вы упомянули «Трудно быть богом». Много лет назад мы сидели в Киноцентре в вашем офисе, вас только утвердили на роль дона Руматы, вы были полны смелых надежд. Они оправдались?

— Они не могли не оправдаться. Работать с Германом было невероятно интересно и невероятно трудно. Мы много ссорились, потом мирились, уверяли, что жить друг без друга не можем.

У нас были совместные планы, мы дальше собирались снимать «Скрипку Ротшильда». Герман смешно спрашивал: «Наверное, ты больше у меня не захочешь сниматься?» Потому что за тринадцать лет между нами много чего было.

Но я ему искренне отвечал, что «с удовольствием посвящу остаток жизни этим съемкам». Из всех хороших фильмов это — самое необъяснимое, сложное, и с другой стороны — самое естественное кино. Которое снял гений.

— Герман изменил финал произведения Стругацких. Как вы для себя объяснили, почему ваш Румата не хочет возвращаться на Землю?

— Герман вообще изменил все произведение. Но, конечно, в фильме самое главное, что Румата на Землю не возвращается. Потому что на Земле — много гадости, ужаса, предательства, коррупции. Не забывайте, что Герман всегда был «левым», он всегда обличал власть, объяснял, что в нашей жизни не так. Все его картины такие. И если предыдущие фильмы мастера касались реальных событий, связанных с нашей бедовой родиной, то «Трудно быть богом» не имеет земной биографии. Фильм имеет земное происхождение только с точки зрения взаимоотношений, ценностей, мечты. Румату ведь нельзя убить — это то, о чем мечтает человечество, которое хочет жить вечно, — он был мастером всех видов искусств. И если он получал травму, то принимал таблеточку и наутро был здоров — это тоже мечта человечества. Потом он включал машинку, и у него было золота столько, что можно было скупить все галактики. И при всем том, имея все эти возможности, будучи умным, чутким, трогательным человеком, он так и не сумел справиться с негодяями и предателями. И что бы Румата ни пытался сделать с этой планетой, защищая тех, кого мог защитить, — ничего у него так и не получилось. Эта борьба добра со злом — она бесконечная. Но, может быть, это естественно, и именно из-за этого и существует мир?

— После съемок у Германа как бы вы сформулировали — чего не хватает российскому кино?

— Трудный вопрос. Сейчас скажу революционную вещь: нашему кино не хватает требовательного зрителя. Я сейчас не про кино авторское. Я про кино массовое, которое хочет уловить зрителя, чтобы сделать большие сборы.

Это кино идет у зрителя на поводу, занимаясь угодничеством. В итоге зритель становится легковесным. А настоящее российское кино всегда отличалось от голливудского наличием героев, которые совсем по-другому чувствуют, переживают, поступают. Наше кино поддалось и пошло по пути американского экшена. Я не говорю, что это плохо, это хорошо, но это — боковая ветвь. На этом фоне мне лично еще ближе стали фильмы Тодоровского, почему мы с ним и работаем столько лет. Он снимает про то, что знает, про то, что чувствует, и так, чтобы это меняло зрителя. Я люблю то кино, после которого человек думает о сути увиденного, по крайней мере, несколько дней.

— Ну вот вы и сформулировали ответ на вопрос о задаче искусства и профессии артиста.

— Артист не должен опускаться до зрителя, как и писатель до читателя. Надо попытаться подтянуть его к себе. От того, что мы это упускаем — все наши проблемы. От этого мы и не можем смотреть телевизор сегодня. Потому что смотреть каналы с бесконечными ток-шоу о том, кто кому изменил и кого кому продал, — безнравственно. Но это смотрят дети — растет поколение, которое только в этом и разбирается. А им разбираться в этом не надо. От мамы с папой, от школы, от института они должны получить воспитание. Поэтому в известном смысле профессия артиста — очень ответственная.

От того, как мы работаем, зависит то, кого мы выращиваем. Наша задача делать людей добрее, умнее, требовательнее. А для этого надо быть требовательным к себе. Это, кстати, касается и журналистов. А у нас пока все катится в сторону упрощения.

СПРАВКА

Леонид Исаакович Ярмольник (род. 22 января 1954 года, Приморский край) — российский актер, продюсер, теле- и радиоведущий. Лауреат Государственной премии России. Дважды лауреат премии «Ника». Среди наиболее известных работ Виконт де Люс («Красное и черное»), Феофил («Тот самый Мюнхгаузен»), Максимэн («Ищите женщину»), Мартин («Человек с бульвара Капуцинов»), Гриша («Московские каникулы»), Румата («Трудно быть богом»).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.