Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Ученые раскрыли «секрет» невероятной быстроты и силы дельфинов

Ученые раскрыли «секрет» невероятной быстроты и силы дельфинов
В московском зоопарке пройдет экологический фестиваль «День океанов». / Фото: РИА Новости

Способность дельфинов очень быстро плавать – их скорость доходит до 37-55 километров в час – была причиной множества споров ученых с 1930 года. Новое исследование помогло специалистам раскрыть «секрет» и определить, как мышцы афалин производят достаточно тяги для развития настолько высоких скоростей. Научная статья опубликована в издании Journal of Experimental Biology.

Эксперименты морских биологов показали, что дельфины обязаны своим скоростям мощному хвостовому плавнику.

Согласно теории физики, при размерах дельфина и той скорости, с которой он бороздит просторы океана, животное, должно уметь управлять обтекаемостью своего тела. Афалина сохраняет ламинарное обтекание при скоростях движения, для которых тело уже должно становиться турбулентным. Однако, позже ученые определили, что морское млекопитающее для воплощения данной теории в действительности должно обладать намного большей мышечной массой.

Из-за этого парадокса исследователи предположили, что у дельфина есть какой-то секрет, благодаря которому он «включает» турбулентный поток над его телом. Но до сих пор никто не мог разгадать эту загадку. Ученым во многом мешал тот факт, что дельфины постоянно двигаются в воде, и непосредственно измерить их силу нелегко.

Наконец, специалистам из университета Небраски, изучающим способности и достижения олимпийских пловцов, удалось создать необходимые для эксперимента лабораторные условия. В итоге команда ученых провела испытания на базе университета Калифорнии в Санта-Крус.

Исследователи поместили несколько дельфинов-афалин, содержащихся в неволе, в специальный прозрачный контейнер. В него с помощью шлангов подавался сжатый воздух, создавая тем самым занавес из пузырьков. Когда млекопитающие двигались вперед, ученые оценивали силу образуемого водяного вихря и как при этом отклоняются пузырьки с воздухом.

Результаты эксперимента показали, что именно хвостовой плавник дельфина помогает ему создать достаточную для ускорения тягу. Благодаря гибкости хвоста эти млекопитающие могут эффективно передвигаться в воде на разных скоростях.

«Дельфину каким-то образом удается контролировать гибкость своего хвоста. Например, чем быстрее животное плывет, тем жестче он становится. Хотя вполне возможно, что это не требует от млекопитающего каких-то усилий и происходит само собой, благодаря изменению натяжения сухожилий в хвосте», - рассказывают ученые.