Город

С постом приятным!

Мы находимся в преддверии Великого поста и, попросив друг у друга прощения, приступим к его прохождению.

В начале этого периода православные поздравляют друг друга: «С постом приятным!». Далекие от церкви люди воспринимают это не иначе как оксюморон. Что в Великом посте с его аскетическим уставом, длительными богослужениями, удалением развлечений, строгими ограничениями в питании может быть приятного?

Говоря о пользе поста, святые отцы упоминали три главных момента.

Во-первых, постясь, можно сэкономить средства, чтобы уделить их на помощь нуждающимся. Это реально и в наши дни, если обходиться простой пищей, а не тратиться на деликатесы под тем предлогом, что они постные. Действительно, какой же это будет пост, если мы, убрав со стола мясо, поставим дорогие морепродукты? И наоборот, используя простую постную пищу, мы можем иметь возможность помочь сиротам, престарелым, кто на больничной койке лежит, или многодетной семье, живущей по соседству, и сделать подарок к Пасхе.

Во-вторых, постом высвобождается немало времени, которое обычно тратится на развлечения, пустые разговоры, подготовку праздников и другую суету. В результате постящийся получает возможность наладить свою духовную жизнь. По крайней мере, он может чаще брать в руки Евангелие и другие душеполезные книги, вставать дома на молитву и ходить в храм на богослужение, готовиться к причастию и участвовать в таинствах.

 Постясь, можно сэкономить средства, чтобы уделить их на помощь нуждающимся Фото: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

Наконец, постом человек ограничивает свои органы чувств во временных наслаждениях, чтобы обрести вечное блаженство. Надо понимать, что мы воздерживаемся от скромной пищи не потому, что она предосудительная, скверная и так далее. Ограничивая себя в пище и удовольствиях телесных, мы отказываемся от своеволия, которое некогда погубило Адама, и преодолеваем привычку потакать своим прихотям.

Святые подвижники подчеркивают, что мы — не убийцы тела, а победители греховных пожеланий. Нам надо ограничивать свое питание, чтобы ослабить страсти и укрепить волю в следовании за Христом, а не доводить до болезни наш организм. В монастыре человек ест то, что ему дают в трапезной. Верующие, живущие в миру, призывают соизмерять свои аскетические усилия с собственными силами, чтобы найти для себя золотую середину. По состоянию здоровья даже в монастырях может быть разрешено послабление поста в соответствующей степени.

Ведь если взвалить на себя непосильный подвиг, то не мудрено со временем изнемочь под его тяжестью и забросить вообще все христианские занятия. Бывает, человек воодушевленно начинает подвизаться не по разуму, набирает большое молитвенное правило, ежедневно читает каноны, акафисты, кафизмы, а потом надрывается и оставляет и молитву, и пост, и храм. Разве что на ночь пробормочет: «Помилуй мя, Боже, на боку лежа», — и на этом все.

Любое аскетическое усилие, если оно чрезмерно, сломает человека, поэтому все должно быть по силам. У того, кто начинает подвизаться правильно, постепенно перестраивается образ жизни, вырабатываются аскетические навыки — он движется к Богу и укрепляется Божией благодатью. По мере духовного возрастания подвижник может увеличить нагрузку, в том числе и молитвенное правило, но опять понемногу и соразмерно своим силам и жизненным обстоятельствам. Одно дело многодетная мама, другое — одинокий человек, который принадлежит самому себе.

Понуждение на молитву, постную пищу, длительные богослужения — это, в основном, труд для тела. К этому подвигу человека призывает душа, а тело должно покориться, понести эту ношу. Только тогда будет выстраиваться правильная иерархия: тело подчиняется требованиям души, а вместе они — душа и тело — подчиняются духу, который, в свою очередь, внимает Богу. Тогда человек почувствует, что он реально возвращается к Богу.

Если человек правильно проходит пост — не только ограничивает себя в пище, но и оставляет увеселения, развлечения, старается тратить больше времени на молитву, старается приблизить свою жизнь к евангельским идеалам — он обретает способность к покаянию, чаще исповедуется и соединяется с Христом. Благодаря этому человек не только облегчает душу, но и вкушает духовную радость. Этот пост будет приятным человеку и угодным Богу. Такого поста я желаю всем вам.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER