Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Михаил Сегал: Старался отстаивать зону личного внутри уравниловки

Развлечения
Михаил Сегал: Старался отстаивать зону личного внутри уравниловки
Режиссер Михаил Сегал / Фото: Предоставлено пресс-службой
Мы продолжаем знакомить читателей "ВМ" с режиссерами российского авторского кино.

Среди современных российских режиссеров Михаил Сегал стоит особняком. Он движется собственным путем, ни с кем не рифмуется, не совпадает. Ему присущ собственный стиль, у него свои темы и герои.

- Михаил Юрьевич, «из какого сора растут цветы», как вы оказались в большом кинематографе? Было ли у вас в детстве какое-то кинопотрясение?

 - Режиссером я захотел стать лет в пятнадцать, но вряд ли вспомню конкретный шедевр, после которого мне вдруг захотелось заняться киноискусством. Я смотрел то, что было доступно подростку восьмидесятых, жившему в Орле: советские фильмы, индийские, французские комедии - все, что шло по телевизору и в кинотеатрах.

- В вашей семье кто-то был связан с искусством?

- Нет мама - преподаватель русского языка и литературы, папа - инженер.

- Может быть, вы сбегали с уроков в кино?

- Нет, все не так романтично. Если и сбегал, то не в кино, а просто потому, что не хотел сидеть на уроках.

- Значит, побеги случались? Ваш независимый дух, который явно ощущается в фильмах, проявлялся уже в детстве?

- Я старался быть независимым внутри школьной системы, старался отстаивать зону личного внутри уравниловки и несправедливости. Это часто становилось причиной конфликтов между мной и взрослыми, мной и учениками. Потому что всегда существует круговая порука: если окружению из-за тебя достается, то и оно на тебя начинает давить. Везде же все упирается в две вещи: уважения или неуважения к человеку и бессмысленности действий системы. И мозг человека бунтует, он пытается сказать: "Эй, система, ты бессмысленна!"

Михаил Сегал: Старался отстаивать зону личного внутри уравниловки Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол» / Фото: Предоставлено пресс-службой

- Видимо, эта позиция и привела к тому, что вы ушли с первого курса ВГИКа из мастерской Владимира Наумова?

- Я до ВГИКа уже закончил режиссерский факультет Орловского института культуры у педагога Валерия Симоненко. Может быть, это не был высший уровень режиссерского образования, но осмысленный - несомненно. А во ВГИКе это оказалось на 10 уровней ниже. Плюс - я был старше сокурсников, которые режиссурой еще не занимались, понимал, что то, что происходит - профанация. А у них были широко открытые глаза: "Нас и не должны ничему учить. Смысл обучения - быть рядом с мастером, внимать каждому его слову". Это было очень грустно, потому что поступление во ВГИК было для меня мечтой юности. Я ведь прошел очень сложный заочный конкурс туда еще в 16 лет, даже не окончив школу. Прошел и оказался в дурацкой ситуации: меня допускали к экзаменам, но я все равно не мог поступать по возрасту. Сел в поезд, приехал во ВГИК, объяснил ситуацию. От меня просто отмахнулись, как от назойливой мухи. Я обиделся, уехал и проучился четыре года в Орле в Институте Культуры. Это была моя месть ВГИКу.

- Вы сегодня уже - состоявшийся режиссер. Как считаете, чего не хватало нашему кинообразованию?

- Конечно, режиссура - творческая вещь, в ней не может быть универсальной методики, как, например, в автошколе. Но какая-то ведь должна быть, если учебное заведение называет себя ВУЗом. А было так: какой-то мастер курса искренне, подвижнически занимался со студентами, выкладывался, но в этом было больше энергии, чем метода. Другой занимался арт-идиотизмом, экспериментами, заставлял студентов ходить на головах и не давал никаких конкретных умений, кроме того, что после окончания ВУЗа они становились маленькими копиями мастера. И была третья категория педагогов - говоруны, которые рассказывали пять лет, как они выпивали с Феллини и хлопали Тарковского по плечу. А студенты благоговейно внимали: «Господи, как же нам повезло». Я считал преступным подобное отношение со стороны педагогов.

- А на западе учат по-другому?

-  Я там не учился, но, по слухам, - да. Учат ремеслу, а кто из студентов окажется талантлив – это уже его дело. У нас же все наоборот: мы вас ремеслу не учим, его вы «доберете» сами, мы должны открыть в вас творческих личностей. А в результате выпускались люди, которые претендовали на то, чтобы быть Тарковскими, ничего при этом не умея. В отличие, например, от операторского факультета - это совершенно конкретная профессия. Если сравнивать режиссера и оператора – это, как психолог и хирург. Плохой психолог может бесконечно говорить с пациентом о его детстве и тонких переживаниях, а хирург притворяться не может, он человека или вылечит, или убьет. Оператор либо умеет ставить свет, либо нет. Так что, наши операторы - молодцы, ВГИКу есть чем гордиться.

-  С ВГИКом понятно, а какие остались впечатления от работы с музыкантами «Машины времени», «Би-2»,«Сплин», «Ногу свело!»?

-  С кем-то сложилось только профессиональное общение, я просто снимал им клипы, с кем-то человеческое: с Максимом Покровским («Ногу свело!») и с Владиславом Лешкевичем («Каста»). Я их про себя называл «аттракцион - самый воспитанный человек на свете». После пяти минут разговора хотелось перейти на французский. Хорошие отношения завязались с Андреем Макаревичем, но тут получилось по-другому: сначала я снял его в фильме «Кино про Алексеева» и только потом сделал клип. Но это было потом, а первые клипы стали школой, после которой я снял свой дебют, полнометражный фильм «Franz+Polina».

Михаил Сегал: Старался отстаивать зону личного внутри уравниловки Кадр из фильма «Кино про Алексеева» / Фото: Предоставлено пресс-службой

- В нем вы смело изменили литературную основу произведения Алеся Адамовича, ввели новые линии, персонажей. Как случился в вашей жизни этот фильм, и чем вы руководствовались, переписывая материал классика?

- Мой друг кинооператор позвонил и сказал, что есть такой проект, ищут режиссёра. Я встретился с продюсером, он посмотрел мои работы, ударили по рукам. Да, я там переписал преступно много, больше половины. И, конечно, были споры с правообладателем - дочерью писателя Натальей Адамович. Работая над сценарием, я убрал излишнюю, на мой взгляд, публицистику, пафос, идеологически плакатные вещи, постарался сделать психологическую драму. Я убрал эпичность, так как бюджет картины не позволял снимать историю жизни героев на протяжении десятилетий, и поместил их внутрь короткого военного периода - осень и начало зимы, когда оторванные от своих, они скитаются по лесу и вынуждены выживать. Вернее, я предпочел эпичность, возникающую от концентрации психологизма, эпичности, идущей от масштаба повествования. Что касается персонажей, да, я придумал, например, мальчика-мстителя, но это ведь типичный обобщенный персонаж Адамовича «ребенок на войне». Он и сам вполне мог такого придумать. В конце концов, делая сценарий «Иди и смотри», Адамович тоже делал его по мотивам своей прозы. Просто когда это делает живой автор - это кажется нормальным, а когда другой человек - некорректным и преступным.

- А как вы относитесь к современным военным картинам, которые часто упрекают в искажении исторической правды?

-  А кто-то знает историческую правду? И давайте определимся: мы говорим об искажении правды или об изменении мифа, который кому-то дорог? Если аргументированно развенчивается миф, я считаю это очень полезным.

- А что для вас неприемлемо в искусстве?

- Ну… В процессе создания произведения желательно не убивать животных, людей, желательно, не манипулировать людьми ради достижения результата. Классический пример: нельзя включить камеру и, сказав актрисе, что ее дети только что погибли, снять реакцию. Это если говорить о методах… А в самом произведении искусства нет такого, чего бы я мог не принять. Любую вещь можно смотреть или не смотреть, если человек предупрежден: «Осторожно: в этом фильме есть сцены жестокости». Хотя мне, конечно, ближе искусство, которое потрясает людей не спекулятивными средствами, а художественными.

- Кто из наших режиссеров мог этого достигать?

- Их много… Как это ни дежурно звучит, конечно, Тарковский. Он - мастер достижения того самого художественного результата, он касался максимально тонких материй. Или, например, Марк Захаров, подаривший зрителям особую природу чувств, мир полета, свободы, романтизма - мир, который вдохновляет людей. И, кстати, именно в «Иди и смотри» страшные сцены, которые у другого режиссера, стали бы спекулятивными, у Элема Климова являются очень художественными.

- Для ваших фильмов, также как и для спектаклей Марка Захарова характерна режиссура зигзагов. Ваш фильм «Рассказы» так же далек от картины«Franz+Polina», как «Franz+Polina» далека от «Кино про Алексеева».

- Всегда хочется идти вперед и не повторяться. Когда я снимал клипы, а они базировались на «эмтивишной» эстетике, я, думая о том, какой хочу снять первый фильм, еще не знал точно, каким он будет, но понимал, каким точно не хочу его видеть стилистически: клиповым. Ведь часто клипмейкеры тащат эту эстетику в игровое кино. Поэтому мне так подошел военный материал «Franz+Polina», я схватился за него. Позднее, в «Рассказах», захотелось чего-то другого - современного, сатирического, абсурдистского. Потом родилось абсолютно лирическое «Кино про Алексеева», которое было неоднозначно воспринято. Это кино ждали на «Кинотавре», взяли, практически не смотря, видимо, думая, что я буду продолжать тему «Рассказов» в том же веселеньком ключе. Критики находились в уверенности, что вот, появился человек, который умеет снимать смешно, и будет это делать одинаково до конца жизни. Что тут скажешь? Я ничем не могу помочь ни им, ни себе. А «Слоны могут играть в футбол» я вообще снял в жанре эротической драмы, почти детектива. Ведь смотреть нам хочется разное кино? Почему же должно хотеться снимать одинаковое?

- А как вам работалось Збруевым на «Кино про Алексеева»? И каково ему было работать с вами?

- С ним было работать приятно, как с любым профессиональным актером. Он всегда был подготовлен, сконцентрирован. Как ему работалось, не знаю.

Михаил Сегал: Старался отстаивать зону личного внутри уравниловки Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол» / Фото: Предоставлено пресс-службой

- А вы на площадке «тиран»? Допускаете импровизацию актеров?

- Человек ведь часто считает себя лапочкой, а окружающие говорят: «Тиран!» Так что - не знаю. А импровизацию я допускаю очень незначительную. Это происходит потому, что я все очень точно придумываю, делаю раскадровку, картина в голове смонтирована до того, как я вышел на площадку. Но, конечно, вставлять артиста в уже придуманный рисунок надо тактично, чтобы он не чувствовал себя марионеткой.

- Увольняли кого-нибудь во время съемок?

- Несколько раз. Не артистов, а членов съемочной группы. Не понимаю, почему мой фильм должен быть плохим, если кто-то в съемочной группе не хочет или не умеет работать.

- Вы сами пишете сценарии, ваши герои в диалогах не страдают косноязычием, что крайне редко сегодня. А интересно, ваше кино автобиографично?

- С одной поправкой. Я не описываю что-то, что уже произошло, а подсознательно ищу то, что мне в себе не нравится, из-за чего моя жизнь развивается не так, как хотелось бы. И придумываю историю, которая может сдвинуть жизнь в другую сторону, оправдает меня. То есть, рефлексирую не в прошлое, а в будущее. В этом смысле мои истории автобиографичны. Причем, это есть у меня и в прозе, и в стихах. Я это понял, когда недавно готовил к выходу свою новую книгу «Почерк», когда прочитал подряд рассказы разных лет.

- Вы упомянули стихи. Я знаю, что вы в свое время играли в рок-группе. Не жалеете, что перестали в какой-то момент быть «рок-идолом и кумиром молодежи»?

- Я был «рок-идолом» в юности в Орле, писал песни. У меня была группа, мы что-то записывали, выступали. Но я отдавал себе отчет, насколько это творчество вторично по отношению, например, к Высоцкому или русскому року, который тогда все слушали. При том, что многие стихи сами по себе были отличные. Но в рамках используемой мелодики, я бы выглядел человеком, который наслушался чужой музыки и выдает что-то вторичное. Это было бы безумно провинциально. У меня очень рано возникло это понимание.

- Это осознание увеличивающегося расстояния между нами и окружающими нас предметами, явлениями и порой даже людьми очень хорошо показано в вашем фильме «Рассказы», где главный редактор издательства влюбляется в молодую девушку, но постепенно обнаруживает огромный провал в ее образовании и бросает ради менее привлекательной внешне сверстницы.

- Когда снимался фильм, в 2011-м, моим посылом было то, что юное поколение не знает трагедий тоталитарного режима ХХ века и живет так, как будто ничего не было. Но сейчас я бы говорил о другом. Новое молодое поколение, конечно, тоже зачастую не знает свою недавнюю историю, и поэтому с ним произойдут те же ужасы и подлости, которые происходили в ХХ веке с их родителями, бабушками и дедушками. Но их незнание с ходом времени все более и более естественно. У меня сейчас вопросы к информационному предательству старшего поколения, которое знает, помнит и должно всеми силами тянуть это знание дальше. Чтобы уберечь детей от возвращения тоталитарного режима. Но если оно не хочет этого делать, если оно растворилось в новом обывательстве и соглашательстве, то молодежь тем более этого не захочет знать.

- Чего российскому авторскому кино не хватает сегодня?

- Можно это назвать проблемой, а можно - судьбой авторского кино. Если ты выбрал свою судьбу, можешь ли ты называть ее своей проблемой? Конечно, авторскому кино сейчас, как и всегда, сложно найти финансирование, а еще сложнее выйти в прокат. Иногда, правда, это происходит потому, что фильмы просто плохие, скучные. Тем не менее, у нас нет системы, которая давала бы возможность смотреть авторское кино в кинотеатрах. Прокат заточен под коммерческие фильмы. Но тут каждый режиссер выбирает, чем заниматься. Или ты снимаешь авторское кино и по ночам грызешь подушку по поводу того, что нет хорошего бюджета и проката, или делаешь «продюсерское» кино с хорошим бюджетом и прокатом, а по ночам грызешь подушку уже по другому поводу: что не снимаешь тонкое авторское кино, что ты - не Феллини, хотя мог бы им быть.

- Но как раз у Феллини было и то, и другое.

- Это было время, когда авторское кино ненадолго стало и коммерческим. Когда те фильмы , которые потом стали ассоциироваться с кино для гурманов, были массово востребованы. Но мир изменился, возникла новая культура просмотра кино, дома на компьютере. В кино сегодня пойдет тот, кому важна социализация: выйти из дома, купить билет, посидеть среди людей, кому важна категория не «просмотра кино», а «похода в кино». Мир меняется.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.