Зачем великое искусство превращать в ширпотреб
Старая-добрая классика в лице горячо любимой мною Третьяковской галереи, что называется, «зажгла», анонсировав выставку полотен живописца Ильи Репина.
И все бы хорошо, но есть одно «но»: Илья Ефимович и без персональной выставки прекрасно себя чувствует в Третьяковской галерее. Например, многострадальный «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Бурлаки на Волге» или «Не ждали». Иными словами, творчество великого русского художника представлено в постоянной экспозиции довольно широко. И посетить ее можно безо всякого ажиотажа и многочасового стояния в очереди — в любую погоду.
Полотна Валентина Серова и без спецвыставки прекрасно висят в здании в Лаврушинском переулке. И нет никаких очередей к «Девочке с персиками». С Архипом Куинджи та же история.
В связи с этим не могу не задаться вопросом: зачем в определенные дни подвергать себя пыткам в виде многочасового стояния в очереди, если можно этого не делать? Отсюда — простой вывод о том, что все это великое русское искусство людям по большому счету не очень нужно, а нужен пафос, который создают галеристы. Неужели не понятно, что таким образом — столпотворением как за туалетной бумагой — ценность русской классики сильно размывается?
И аргумент вроде «ну хоть как приучают людей к прекрасному» не работает. К какому прекрасному можно привлечь человека, который ходит на выставку только с одной целью — сделать селфи и зачекиниться? Отличит ли такой посетитель стиль реалиста Репина от пейзажиста Куинджи? Сильно вряд ли. А будет ли такой любитель искусства всматриваться в технику мазка, пытаясь понять, как удалось художнику достичь совершенства? Ответ очевиден.
Зачем пытаться превращать великое искусство в ширпотреб? Тем более что продажа билетов на выставки — это отнюдь не способ зарабатывания денег. Площадки вроде Третьяковской галереи, Пушкинского музея — это государственные учреждения, и финансируются они в основном из бюджета, поэтому можно предположить, что «кормиться» с посещаемости выставок у них нет никакой нужды.
Тогда какой смысл в превращении мировой живописи в модную тусовку? Для меня этот вопрос — без ответа.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Евгения Стогова: Против бескультурья хороши любые средства
Колонка обозревателя ВМ Евгении Стоговой:
Да пусть организуют эти выставки одного художника! Пусть хоть моноэкспозицию «Черного квадрата» (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции