Воскресенье 24 марта, 07:03
Ясно 0°
Город

Не «эталон»: как и зачем завышают тарифы ЖКХ

Вызывает вопросы и такая графа в платежке, как сборы на капитальный ремонт
Фото: Максим Аносов, "Вечерняя Москва"
Вызывает вопросы и такая графа в платежке, как сборы на капитальный ремонт
Фото: Максим Аносов, "Вечерняя Москва"

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил о чуть ли не стопроцентной переплате россиян за жилищно-коммунальные услуги . «Вечерняя Москва» поинтересовалась у экспертов, как потребителю разобраться в платежке.

ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФА

В Единый платежный документ (ЕПД) обычно включены три традиционных взноса:

- За содержание и текущий ремонт

- коммунальные услуги

- прочие услуги, предоставляемые собственнику жилого помещения

Итак, содержание и текущий ремонт. Он предполагает вывоз мусора и облагораживание придомовой территории, обеспечение чистоты и безопасности общественно-полезных площадей (содержание лифтов, крыш, технических этажей, чердаков и подвалов),  уборку двора. Плата за все эти услуги рассчитывается исходя из общей площади жилья. Так что чем больше квартира, тем дороже обойдутся ее владельцу предоставляемые услуги.

Плата же за коммунальные услуги зависит, в первую очередь, от наличия в квартире счетчиков. В случае, если их нет, плату рассчитают по нормативу. При наличии счетчиков - исходя из их показаний.

ЕЩЕ ВЫШЕ 

Игорь Артемьев уверен, в системах расчета заложена переплата. Размере тарифов, отмечает он, в соседних областях может отличаться 54 раза! 

Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин отмечает,что чаще всего управляющие компании завышают цены за отопление.

- У нас архаичная система учета теплоснабжения, не во всех домах есть прибор учета реального потребления, - говорит Крохин. – А инженерные системы в квартирах не имеют оборудования, позволяющего экономить в зависимости от температуры воздуха снаружи. Отсюда - и «перетопы». К  тому же далеко не все дома, особенно старой застройки, соответствуют положениям закона об энергоэффективности строений, и все потери тепла учитываются в тарифе. Конечно, льготы и субсидии за энергосбережение могли бы способствовать сокращению энергопотерь - процентов на пятьдесят. Тогда в ежемесячной платежке стояли бы совсем другие цифры. Гораздо меньшие.

Вызывает вопросы и такая графа в платежке, как сборы на капитальный ремонт. Как считает председатель Союза жилищных организаций Москвы, если в одних регионах страны ставка явно завышена, то в других она может быть настолько низкой, что сделать на эти деньги качественный ремонт просто невозможно.

- В обоих случаях ставка за капитальный ремонт вызывает, как минимум, недоверие к ней. Получается, что взята она, как говорится, «с потолка» и вряд ли умножит уверенность в том, что капремонт будет профинансирован из этих денег. Хотя в платежке эта цифра может выглядеть достаточно внушительно, - говорит Константин Крохин.

Член-корреспондент Академии жилищно-коммунального хозяйства Татьяна Подберецкая подчеркнула, что без полного оснащения домов и жилых помещений приборами учета выяснить, какого реальное потребление ресурсов, невозможно.

-  Кроме установки приборов учета необходимо следить за тем, как именно формируются тарифы: откуда берутся эти цифры, какие в них заложены потери управляющих компаний, которые, кстати, закладывают в эти цифры и свою прибыль.

Исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева спрогнозировала дальнейший рост тарифов. Это связано, в том числе, с изменением условий уплаты страховых взносов товариществами собственников жилья и управляющими компаниями.

- До 1 января этого года организации, находящиеся на упрощенной системы налогообложения, выплачивали страховые взносы в социальные фонды с пониженным коэффициентом. Теперь этой льготы нет. Это очень серьезная проблема, платежи могут вырасти. Мы обращались и в правительство, и в Министерство финансов с просьбой сохранить эту льготу, но пока получаем отказы, - рассказала Светлана Разворотнева.

Плата же за коммунальные услуги зависит, в первую очередь, от наличия в квартире счетчиков Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"

ЭТАЛОН ПЛАТЕЖА

Один из выходов, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) – введение некоего «эталонного» принципа расчета тарифов. По этому поводу мнения экспертов разделились. Поддержал инициативу Константин Крохин.

- Сама по себе идея хороша. Так мы сможем объективно оценивать работу тех или иных «ресурсников».Ведь на сегодняшний день любые заявления о переплатах можно подвергнуть сомнению. Мне непонятно, каким образом Игорь Артемьев посчитал, что в соседних регионах размер тарифов может больше в 54 раза? Это шокирующая цифра! Если все действительно так, то в ЖКХ - полный бардак.

Татьяна Подберецкая идею ФАС восприняла скептически.

- Это совершенно непрофессиональное заявление. Ведь стоимость газа, воды, других ресурсов в каждом регионе разная. К тому же их стоимость  регулируются с учетом платежеспособности населения. Не ясно, кто и как будет контролировать соблюдение этих тарифов, - отмечает член-корреспондент Академии жилищно-коммунального хозяйства.  

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ 

В регионах есть службы, занимающиеся тарифами. Все они подконтрольны ФАС, напоминает Светлана Разворотнева. Именно на них ложится ответственность за обоснованность тарифных заявок.

- Есть примеры, когда по результатам работы этих служб в регионах снижали стоимость услуг ЖКХ. Так, в Воронеже после анализа тарифной заявки выяснилось, что поставщики ресурсов просят себе лишнего. Почему все представители ФАС этим не занимаются, сказать сложно. На мой взгляд, вопрос можно адресовать, в первую очередь, к главе ведомства (Игорю Артемьеву – прим.), - считает Разворотнева. - Ведь введение «эталонного» тарифа не будет способствовать сдерживанию роста платежей. А основные проблемы надо искать в правоприменительной практике и состоянии инфраструктуры в России. В большинстве случаев мы отмечаем высокий износ, неэффективные мощности, отсутствие приборов учета.

Если возникают сомнения в разумности платежей, нужно прибегнуть к букве закона, утверждает юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев.

- Прежде всего обращайтесь к исполнителю услуги, то есть в свою управляющую компанию. Именно она формирует Единый платежный документ и может внести в него какие-то коррективы. Закон «О защите прав потребителей» гарантирует право на перерасчет и уменьшение стоимости услуги и на получение достоверной информации о ней.

Параллельно горожане могут обращаться в жилищную инспекцию или правоохранительные органы.

- Практика неоднозначная, трактуется в разную сторону, но случаи, когда люди добивались перерасчета стоимости услуг, все-таки были, - утверждает Игорь Зверев.

На фото: Алексей Крутько Фото: Светлана Колоскова, "Вечерняя Москва"

МОСКВА БЕЗ ПЕРЕПЛАТ 

Эксперты, опрошенные «ВМ», сошлись во мнении, что ситуация на рынке ЖКХ в столице если не оптимальная, то близка к ней. Цифры, отраженные в платежках, в целом объективные.

- Все, что касается содержания дома и прилегающей территории, текущего ремонта и других услуг управляющих организаций, то стоимость их в Москве не завышена. Более того, во многих случаях оплата затрат субсидируется правительством, чего не происходит в других регионах. А вот в коммунальных услугах тарифы могут быть и завышены. И за тепло, подогрев горячей воды и за общедомовые нужды, - считает  Константин Крохин. 

Большая часть домов в Москве оснащены приборами учета, отмечает Татьяна Подберецкая. Датчики позволяют жильцам экономить на платежах. К примеру, разница в стоимости воды по тарифу и по нормативу может быть до 40 процентов.   

Вызывает вопросы и такая графа в платежке, как сборы на капитальный ремонт
Фото: Максим Аносов, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER