Все лучшее — гостям: башкирский центр учит печь пончики и играть на флейте
Небольшая с виду комната в здании представительства Башкирии тем не менее способна вмещать до полусотни гостей одновременно. «Наш культурный центр широк, как наша душа!» — шутят участники фольклорного ансамбля, репетирующие в зале «Ак тирма». Кроме вокальной студии, в стенах центра уживаются кружки башкирского языка, живописи, театральные, кулинарные и танцевальные секции. Посещать их могут бесплатно все желающие.
— У нас есть москвич, который познакомился с башкирской культурой на одном из концертов и настолько проникся, что пришел изучать язык. Сегодня он поет в ансамбле, — делится Рушат Аблаев, административный директор «Ак тирма».
Сам Рушат, хотя и башкир, в центр попал случайно: принес свою картину на торжество по случаю дня рождения Салавата Юлаева и так впечатлил всех творчеством, что ему предложили преподавать живопись.
С тех пор жизнь Рушата тесно переплелась с «Ак тирмой» — всю неделю он работает в налоговой службе, а в выходные учит земляков живописи и занимается административными делами.
— В Москве много башкир, которые, к сожалению, существуют обособленно, — сокрушается Рушат. — А ведь традиции вдалеке от дома легко потерять.
Именно для сохранения традиций и был создан энтузиастами центр «Ак тирма» в 2014 году. И со своей задачей он успешно справляется. Один кружок игры на курае (флейте) чего стоит! А мастер-класс по приготовлению баурсака! Башкирские пончики (баурсак) — непременный атрибут любого торжества. Женщины пекут их на праздники, соревнуясь, чей пончик выйдет больше и слаще. Все лучшее обязательно предложат гостям. Это одна из традиций, благодаря которой башкиры заслужили славу дружелюбного народа с широкой, как река Агидель, душой.
Чем знаменит регион
— Самый известный башкир — Салават Юлаев. Это исторический деятель, сподвижник Емельяна Пугачева. Всем знаком и одноименный хоккейный клуб. «Салават Юлаев» — дважды чемпион России и обладатель Кубка Гагарина.
— Башкирский мед считается одним из самых целебных в России. Экспортируется во многие европейские страны, США, Японию и страны Ближнего Востока. В 2014 году был подписан контракт на поставку башкирского меда в Китай на сумму 3 миллиарда рублей.
— Башкирский кумыс — главный национальный напиток. Делается из кобыльего молока. В этом году ученые из башкирских вузов создали кумыс на основе кобыльего, коровьего и сухого обезжиренного молока. Он безалкогольный, поэтому пить его могут дети и спортсмены.
СПРАВКА
Курай — башкирская флейта — главный инструмент на всех национальных празднованиях: днях рождениях, свадьбах и Сабантуе. «Все продай — купи курай», — шутят башкиры. На флейте исполняют как лирические песни узун-клюй, так и веселые.
Национальный театр из Уфы претендует на «Золотую маску»
На сцене Московского драматического театра имени А.С. Пушкина прошли гастроли Башкирского театра драмы, чьи спектакли претендуют на премию «Золотая маска» в нескольких номинациях.
Московские зрители окунулись в атмосферу башкирского народного праздника. Артисты представили на сцене танцевальные и вокальные номера, отрывки из знаменитых спектаклей башкирской драмы. Москвичи также увидели драму «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной, которая претендовала на «Золотую маску».
— В нынешнем году театр будет торжественно отмечать свое столетие. Я уверен: нас будет ждать только процветание, — заявил художественный руководитель театра Олег Ханов.
Народная артистка Ольга Остроумова согласна:
— Театр — это вечно живая история. Я помню, еще в городе Куйбышеве, ныне Самаре, когда училась в пятом классе и озвучивала сверстникам свое желание стать актрисой, одноклассники смеялись: да никакого театра скоро не будет, только кино! И что мы видим? Театр, в том числе национальный, до сих пор не просто жив, но и активно развивается! — улыбается знаменитая актриса.
Заслуженный артист России Владимир Епископосян добавляет:
— В Москве уже много лет успешно работает армянский драматический театр. Он играет пьесы и на национальном, и на русском языке. В репертуаре театра есть и классика, и современные пьесы, и национальная драматургия. Вообще и наша страна, и Москва в особенности — это очень многонациональные образования. А люди разных национальностей хотят говорить в том числе и на своем родном языке. И не просто говорить, но и слушать стихи, читать книги, смотреть спектакли и фильмы, то есть участвовать в культурной жизни своего народа. Согласитесь, это вполне нормальное желание. Поэтому национальные театры, я уверен, будут жить и развиваться дальше. Их спектакли, кстати, вполне можно смотреть всем желающим и с переводом, как это, кстати, делается на многих международных театральных фестивалях. Даже языковой барьер очень легко преодолим. Особенно если в спектакле присутствует высокая энергетика, живая связь актера и зрителя.