С глаз долой: станут ли россияне меньше пить, если «спрятать» алкоголь
Минздрав считает правильным перенести алкоголь в изолированные от торговых залов помещения, скрытые от глаз стенды или отдельные специализированные магазины. «Вечерняя Москва» спросила директора Института наркологического здоровья нации Олега Зыкова, как страна может бороться с пагубными привычками россиян.
Профилактика насилия
Эксперты Всемирной организации здравоохранения руководствуются принципом: «Предупрежден — значит вооружен». Для борьбы с употреблением психоактивных веществ, в том числе алкоголя, необходимо проводить мероприятия по профилактике, уверен Олег Зыков.
— Одно из таких направлений — с детства учить людей не разрушать себя в трудных жизненных ситуациях. Еще один ключевой принцип — снижение уровня насилия в обществе. Бытового, социального — какого хотите. От этого фактора напрямую зависит употребление психоактивных веществ, включая алкоголь, — отметил специалист.
Изоляция с видных мест
По мнению специалистов Минздрава, изъятие горячительных напитков из визуального ряда снизит уровень их употребления. С этой точкой зрения в целом согласен и Олег Зыков.
— В идеале в сетевом магазине должен быть специальный отдел с табличкой «Продажа алкоголя и табака». На прилавке лежит буклет, из которого совершеннолетний покупатель может выбрать нужную продукцию. Витрин с алкоголем и табаком не должно существовать вообще. На мой взгляд, это идеальная картинка, — прокомментировал эксперт.
На сегодняшний день аналогичный принцип действует в отношении табака. Когда продавец по запросу покупателя достает сигареты из специального короба, который, как правило, установлен над кассой. Но в подобной схеме торговли Олег Зыков видит недостатки.
— Это очень условное изъятие продукции из визуального ряда. Висящие огромные коробки регулярно открываются, когда кто-то покупает очередную пачку сигарет. У подростков это создает ощущение некоего «тайного плода». Полузакрытость еще опаснее, — считает собеседник «ВМ».
Еще одна оптимальная форма продажи алкоголя, по его мнению, — специализированные точки продаж. В качестве аналога Олег Зыков привел «магазины укрепления семьи», куда пропускают только совершеннолетних граждан.
Стандартная упаковка
Уменьшить пагубную зависимость от вредных привычек в стране способна и упаковка. Так называемое «добрендирование» на протяжении нескольких лет уже реализуется за океаном.
— Пачки имеют стандартные форму, размер и цвет. В той же Австралии выбран грязно-зеленый. Снаружи изображены только устрашающие картинки, и мелким шрифтом указан бренд. Смысл в том, чтобы уничтожить внутреннюю конкуренцию между компаниями. В России же упаковка может быть очень яркой, — пояснил Олег Зыков.
Правда, технологию добрендирования невозможно реализовать в алкогольной продукции, отметил он.
— Табак — стандартный нейротоксический яд, в какой бы пачке он не продавался. Алкогольная продукция по своему составу, безусловно, отличается друг от друга. Крепкие напитки потребитель должен отличать от виноградного вина, — резюмировал эксперт.