Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Личный выбор: стоит ли следовать религиозным традициям

Общество
Личный выбор: стоит ли следовать религиозным традициям
Очередь к Дарам волхвов в Храме Христа Спасителя / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
У верующих — вторая неделя Великого поста. Москвичи часто говорят о своей приверженности православным традициям и соблюдают пост. Нужно ли следовать церковным догмам и обрядам или достаточно соблюдения общепринятых моральных норм? Этот вопрос мы задали религиозным деятелям, философам и даже врачу, отвечающему за наше психическое здоровье.

Вячеслав Ряховский, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья, кандидат медицинских наук:

— Если вы участвуете в религиозном обряде, следуя моде, то лишь зря нагружаете свою психику. Все-таки цель обряда — обретение душевного равновесия.  

Освободить душу

Димитрий Першин, иеромонах Русской православной церкви: 

— Наше спасение — в личной встрече со Христом. Недостаточно механически соблюдать обряды или просто следовать моральным нормам. В покаянии Господь изводит нас из ада страстей, соединяет в Таинствах с Собой. Поэтому мы призваны освободить в своей душе место для этого общения. А для этого нам надлежит расстаться с идолами. Сбросить все, что придавливает к земле.

Такую возможность избавиться от мусора, захламившего внутренний мир, и дает Великий пост. Воздержание и молитва вводят нас в пространство этой встречи с Богом, позволяя приподняться над бесконечным потреблением: шопингом, гаджетами и всей прочей мишурой.

Одно из искушений православного христианина — мумифицировать духовную традицию в музейные экспонаты, свести ее к обрядам и забыть про любовь и милосердие, мир в семье и добрые отношения с иными людьми. В этом случае обряды вырождаются в фарисейство. Но если начать Великий пост с того, чтобы всех простить и попросить у всех прощения и расчистить вечером время для участия в богослужениях Первой Седмицы, то есть надежда обрести детскую радость встречи с Богом.

Религия укажет ориентиры

Фагим Шафиев, председатель Мусульманского молодежного Союза России:

— С одной стороны, все авраамические религии — православие, ислам, иудаизм, в традициях которых в течение многих поколений жили наши предки, — имеют общую нравственную основу. То есть общепринятые нормы морали вышли из религии. А значит, по идее, достаточно им следовать и о своем духовном благополучии не беспокоиться.

С другой стороны, мораль в последние десятилетия очень сильно меняется, особенно в больших городах. Уже и сожительство вне брака считается нормальным, и частая смена половых партнеров, которая всегда именовалась прелюбодеянием. И гомосексуализм уже вроде бы не аморален. Главными становятся твои права как личности, а другие пусть как хотят. То есть моральные нормы (что можно, а что нельзя) становятся все шире и шире. В такой ситуации человеку светскому, не исповедующему никакой религии, довольно легко запутаться. Тогда как религия задает очень четкие рамки: вот это нормально, допустимо, приветствуется, а это — нет. В общем, религия — это ориентир.

Форма сохраняет содержание 

Степан Сулакшин, доктор политических наук:

— Обряды, каноны, воцерковленность — это некая форма, цель которой — сохранить содержание. А именно — нравственную основу человека. Тысячелетия назад высшие человеческие ценности были формализованы и благодаря такой формализации сохранены. Если бы их нигде не записали, если бы не существовало обрядов, то, возможно, мы бы сейчас были значительно ближе к животным. А ведь человек, согласитесь, не животное, он имеет в этом мире свою миссию, смысл существования. И этот смысл, обратите внимание, всегда пытались подменить.

Когда-то нас уверяли, что смысл существования в служении царю или императору, потом — что смысл в построении коммунизма, а сейчас нам предлагают смысл в виде бесконечного и все увеличивающегося потребления. Больше, больше, еще больше... Религия же дает свой смысл, на мой взгляд, куда более высокий. Соблюдать обряд или нет — личный выбор каждого. Лично мне кажется, что обряд не очень важен. Но глубинный смысл религиозных учений понимать необходимо. Как и жить в русле этого смысла. Поэтому христианин, мусульманин, иудей, агностик и атеист должны пожать друг другу руки и признать: надо руководствоваться общечеловеческими моральными нормами. Ведь именно они позволяют нам ужиться на этой планете — без разрушительных войн. Эти нормы позволяют нам благоденствовать — давайте же их соблюдать.

Давайте следовать нормам светских законов 

Дмитрий Винник, доктор философских наук:

— И обряды, и записанные в религиозной литературе нормы поведения сами верующие постоянно нарушают. Простой пример: в Коране сказано, что нельзя давать деньги в долг под проценты. Иными словами, запрещены ростовщичество и банковская деятельность. Но в исламских странах банки вполне успешно работают. Просто кредит они оформляют как фьючерсную сделку. Есть и исламская ипотека: банк покупает недвижимость и тут же перепродает ее клиенту с прибылью, но делает рассрочку платежа на определенный период. Еще пример: мусульманин в пост хочет поесть, но не ночью, как положено, а днем. Для этого он садится в такси и ест там. Потому что путнику вкушать пищу при свете дня разрешается.

Что мы видим? Формально предписания Корана четко соблюдаются, фактически — нет. Почему? Потому что уклад современной жизни вступает с ними в противоречие, и верующие пытаются как-то адаптироваться. Но становятся ли они от фактического нарушения религиозных норм грешниками? Становятся ли аморальными людьми? По-моему, нет.

Мне кажется, нормы поведения в обществе должен диктовать закон. Ведь он, например, карает и за хулиганство, и за то, что родители не заботятся о детях, а дети — о престарелых родителях. Закон предписывает платить алименты, если семья распалась. Закон обязывает возвращать долги и платить работнику за труд. Давайте же просто следовать закону — он на все случаи жизни.

Над человеком не должен висеть меч наказания 

Сергей Соловьев, главный редактор журнала «Скепсис»:

— Я — атеист, а значит, отрицаю обрядность. Мне кажется, что обряды необходимы людям, которые не до конца уверены в собственной возможности соблюдать нормы морали. Простой пример: во время Великого поста нужно всячески воздерживаться от греха, даже мысли человека должны быть чисты. Это очень правильно, я согласен. Но почему для соблюдения моральных норм необходим пост? А потому, что это некие рамки: выйдешь за них — будешь наказан! Не греши в пост! Получается, что соблюдение норм морали в данном случае основано не на внутренней убежденности человека, а на религиозном страхе. Мне кажется, что мораль религиозного человека при таком подходе не очень крепка и легко может перейти в свою противоположность.

Давайте вспомним наше недавнее прошлое. В Советском Союзе большая часть людей была атеистами. И что, мы были аморальны? Мы массово, целым народом, пускались «во все тяжкие»? Да нет, ничуть. Во время Великой Отечественной войны миллионы советских граждан совершали подвиги, делились с товарищем последним куском хлеба и вообще показали себя как люди высочайшей духовности. При этом, повторю, будучи атеистами.

Мне кажется, что общество, в котором все мы живем, вполне способно без всяких религиозных догматов само сформировать нормы поведения, которых следует придерживаться. И эти нормы становятся частью нашей жизни вполне органично. Что-то объясняют родители, дедушки-бабушки, что-то школа, что-то другие общественные институты. И человек начинает понимать — как нужно поступать и как не нужно. Не потому, что его накажут за грехи, а потому, что он сам осознает — красть или соблазнять чужую жену нехорошо, неправильно, стыдно и не нужно этого делать. Просто потому, что не нужно. И это будет его глубокая внутренняя убежденность. А сознательно, из-за своей внутренней несостоятельности, грешить, потом на исповеди каяться — это, на мой взгляд, поведение человека слабого.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.