Сергей Собянин: В библиотеке МЭШ появились 35 тысяч электронных сценариев уроков
— Сергей Семенович, украинский президент Порошенко обвинил Россию в том, что она затормозила развитие метро Киева.
— После известных событий 2014 года Европа и Америка заботливо помогают Украине. Россию же окружили всеми мыслимыми экономическими санкциями. Но при этом строительство московского метро мы не только не остановили, а, наоборот, ведем рекордными темпами. Правильно говорил в свое время уроженец Киева Михаил Булгаков: «Разруха не в клозетах, а в головах». Ну да ладно.
— В среду вы осмотрели ход строительства станции «Стромынка» Большой кольцевой линии. Все идет по плану?
— Да, на северо-западном участке будущего Большого кольца метро от «Савеловской» до «Авиамоторной» выполнено уже 40 процентов работ. Хотя участок сложный. Между «Стромынкой» и «Рубцовской» тоннели проходят прямо под руслом реки Яузы, что, конечно, накладывает особую ответственность за качество и безопасность строительных работ. Строительство левого тоннеля было закончено 21 марта. Правый тоннель планируем закончить в конце апреля. Осталось пройти 226 метров, но это самый ответственный участок в районе действующей станции «Сокольники». Поэтому с 30 марта придется на несколько дней перекрыть движение поездов от «Красносельской» до «Бульвара Рокоссовского». Станция «Стромынка» будет расположена рядом с входом в парк «Сокольники». Благодаря ей москвичи смогут быстрее добираться до любимого места отдыха. А местные жители получат десятки новых маршрутов перемещения по городу.
— Когда обсуждалось строительство «Стромынки», жители беспокоились за судьбу липовой аллеи, которая украшала Сокольническую площадь.
— Мы ее не только восстановим — высадим больше деревьев и другого качества. Фактически парк «Сокольники» будет начинаться прямо у выхода из метро.
— Когда планируете открытие станции?
— В 2021–2022. В ближайшие 3–4 года будет построена большая часть нового метрокольца.
— Хочется поговорить о «Московской электронной школе». Недавно вы обсуждали проект со школьниками. Какие впечатления от встречи?
— У ребят глаза горят. Они же с раннего детства с компьютером на «ты», им намного интереснее осваивать новый материал и решать задачи с помощью электронной школы. Результаты экзаменов показали, что после внедрения «Московской электронной школы» у многих детей улучшается успеваемость. При этом никакой обязаловки нет. Кто хочет — может по-прежнему решать задачки в тетради и ходить в школу с традиционным учебником.
— А как насчет учителей?
— Доступный Интернет существует уже больше 20 лет, более или менее современные персональные компьютеры появились и того раньше. За эти годы были разработаны тысячи электронных обучающих программ. Кто-то ими пользовался, но большинство учителей ими не пользовались.
— Почему?
— Да просто потому, что они плохо подходили к конкретной школе и конкретному учителю. Мы же сделали по-другому. Никаких учебных материалов не разрабатывали, никому ничего не навязывали. А просто сказали учителям: вот вам электронная библиотека. Пока она пустая. Но вы сами можете наполнить ее учебными материалами, которые вам самим удобны, интересны и необходимы. Кто хочет — хранит электронные разработки только для себя. Кто хочет — может делиться ими с коллегами.
— Это сработало?
— Сработало. Всего за два года в библиотеке МЭШ появились сотни тысяч учебных материалов — от простеньких разработок до полноценных учебников. И сделано это было не по заказу Департамента образования, а силами самих учителей. Это говорит о том, что проект стал действительно народным. Самое ценное — в библиотеке МЭШ появились 35 тысяч электронных сценариев уроков по каждому предмету с 1-го по 11-й класс. Раньше учителя, особенно молодые, сутками готовились к занятиям. Кому-то легко удавалось подготовить интересные и продуктивные уроки, кому-то это давалось намного тяжелее. Теперь любой учитель может открыть библиотеку МЭШ и выбрать для своего занятия сценарий урока, разработанный лучшим специалистом по этому предмету. Но опять же — это дело добровольное. Можно пользоваться собственными сценариями уроков, можно брать готовые уроки из МЭШ или же на одном занятии поступать так, а на другом иначе. Каждый учитель решает это сам.
— Почему учителя так охотно делятся с коллегами своими разработками?
— Потому что, чтобы стать профессионалом, нужно изучать чужой опыт и делиться своим. Кроме того, есть и материальное стимулирование — денежные выплаты учителям, чьи разработки активно используют коллеги.
— Какие следующие шаги в развитии «Московской электронной школы» нас ожидают в ближайшем будущем?
— Одно из интересных направлений — эксперименты по созданию электронной системы проверки знаний. Например, ученик написал электронную контрольную работу на отлично. В этом случае система автоматически предложит ему более сложное задание. И, наоборот, в случае двойки или тройки система подскажет, какие темы нужно выучить заново. Это позволит сделать еще один шаг к индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика и освободит учителя от части рутинной работы по проверке тетрадей.
— Что еще предлагают учителя?
— Например, загрузить в «Московскую электронную школу» зарубежную классику для изучения английского языка, создать специальную платформу для решения задач по программированию, организовать автоматическую регистрацию школьников на различные конкурсы и олимпиады, включить в электронную библиотеку задания для подготовки к ЕГЭ. Десятки идей — только успевай их отрабатывать.
— На встрече с учителями вы предложили открыть доступ к библиотеке МЭШ для всех желающих. Чем был продиктован такой шаг?
— В прошлом году мы договорились с министром просвещения Ольгой Юрьевной Васильевой, что Москва откроет библиотеку МЭШ для бесплатного использования во всех школах России. Но в итоге открыть МЭШ для всех желающих оказалось проще, чем заключать десятки соглашений с регионами. И мы же не просто открываем нашу систему. Мы разрешаем учителям из других регионов загружать в МЭШ собственные сценарии уроков. Значит, наши учителя и ребята смогут пользоваться лучшими разработками со всей страны и всего мира.
— Многие бабушки, наверное, волнуются. Они привыкли помогать внукам делать уроки, а в этой новой «электронной школе» им будет тяжеловато разобраться.
— Эту проблему можно решить. Во-первых, мы предоставим и бабушкам доступ к МЭШ. И, во-вторых, приглашаю таких бабушек записываться на курсы информационных технологий в программе «Московское долголетие», где их научат разбираться в компьютерах. Можно будет создать и специальный курс по освоению МЭШ.