Профильное образование нельзя считать панацеей
Многие вузы трансформируют свои программы обучения, активно вовлекая онлайн-технологии, проектную работу и исследовательские практики. Получает распространение и сетевое взаимодействие между университетами в рамках реализации одной и той же программы. Серьезная работа ведется и со средним профессиональным, и с дополнительным образованием. Но в таком традиционном смысле получения квалификации именно сейчас наступает пора довольно сильных изменений, тем более что большинство российских вузов уровневую систему бакалавриата и магистратуры уже освоили.
Однако когда мы говорим о высшем образовании, мы должны понимать, что есть профессиональные стандарты, выдвигающие требования к специалистам самых разных сфер. Особенно это касается высших квалификационных уровней. В условиях того, что работодатель обязан выполнять требования нормативов, университеты остаются востребованными на рынке труда. В противном случае компаниям придется платить довольно серьезные штрафы.
А вот в наполнении высшего образования действительно происходят радикальные изменения. И даже федеральные государственные образовательные стандарты, которые были разработаны всего несколько лет назад, требуют большей гибкости и даже модификации в своем применении.
Отмечу, что сейчас набирает популярность узкопрофильное образование. Эта тенденция пришла к нам с Запада. Ничего не имею против, но нужно здраво понимать, что допустимо оно только на определенном этапе. По сравнению с другими странами, у нас достаточно короткая школа: ребята выпускаются будучи даже несовершеннолетними. За рубежом, как правило, и 12 классов, и несколько лет колледжа, что дает возможность получить разностороннее развитие и сформировать свою профессиональную заинтересованность еще до поступления в университет. Узкопрофильное образование становится прерогативой коротких программ, когда человек, уже имея работу, подстраивает траекторию своего обучения под то или иное профессиональное развитие.
В определенной степени конкуренцию классической системе составляют курсы, экспресс-обучение и различные тренинги. Причем многие вузы и сами реализуют подобные программы в сегменте услуг по предоставлению платного образования. Однако могу с уверенностью заявить, что пока такие программы не могут заменить высшего уровневого образования, которое еще надолго останется доминирующим.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции