Художник Светлана Пчельникова рассказала, с чего началось ее увлечение куклами
Лучистые глаза, фарфоровая кожа, светлые локоны — кукольный мастер Светлана Пчельникова и сама похожа на некоторые из шедевров, которые создает.
— Светлана, а чем вы начали заниматься раньше — делать кукол или собирать коллекцию? — Сначала я увлеклась коллекционированием. Мама подарила мне на 18-летие копию немецкой антикварной куклы. И потом каждый год я получала по кукле.
Мама не случайно дарила Свете и ее сестре кукол: она, воспитанница детдома, собственных игрушек в детстве не имела, и куклы были ее недосягаемой мечтой...
— Мамино трепетное отношение к ним передалось и мне: я украшала наряды кукол вышивками, их волосы — цветами и лентами. Мне нравилось делать кукол особенными.
Но свое будущее Светлана с игрушками не связывала: окончив школу, поступила на факультет экономической кибернетики Плехановского института.
В 1989 году вышла замуж, родила дочку. В смутные времена, годы распада СССР, многие не знали, чем заняться, работы не было, но отец и муж Светланы сумели найти свою нишу на рынке — открыли собственный компьютерный бизнес.
— Дело процветало, мне уже не нужно было зарабатывать деньги. К новому, 2000 году муж сделал мне царский подарок — дорогущую иномарку.
Она вряд ли забудет тот день, когда ехала по шоссе за рулем своей новой машины и, не справившись с управлением, улетела в овраг. Оттуда, с глубины в 50 метров, Светлану вытащил дальнобойщик.
— Я была полуживая, у меня были сломаны позвоночник, ноги, руки, лопатки, ребра, колени... Оказалось, что в машине не было ни одной подушки безопасности, хотя в техпаспорте было написано, что их целых восемь. С тех пор 28 сентября я считаю своим вторым днем рождения.
Пережившая клиническую смерть молодая женщина провела 10 месяцев в больнице, мучаясь от боли и страхов. Она боялась не вернуться в привычную жизнь, потерять семью, мужа. С ужасом представляла себя одинокой, сидящей в инвалидном кресле...
— Но муж хорошо меня знал и, словно подслушав мои мысли, сказал: «Начинай бороться, иначе уйду!» Я взяла себя в руки, стала заниматься по системе Дикуля, заставляла себя упорно думать о выздоровлении.
Мама Светланы предложила дочке попробовать делать кукол — хорошо для разработки мелкой моторики... Куклы, которых мастерила Светлана, смотрели на мир с надеждой, как и она сама.

— Мои работы становились все лучше, и однажды меня даже пригласили показать их на выставке в Голландии. Эта поездка окончательно подняла меня на ноги. Черная полоса закончилась. После всего, что со мной случилось, я решила, что теперь буду жить, дорожа не просто каждым днем, но и каждым мигом.
Постепенно хобби переросло в нечто большее. Мастерица сумела объединить таких же, как она, увлеченных созданием кукол людей и теперь устраивает выставки российских мастеров по всему миру.
— Недавно мы открыли выставку «Царские куклы» в Архангельске, посвященную коллекции кукол и игрушек детей последнего русского царя Николая II.
В течение двух с половиной месяцев посетители могут посмотреть на редчайшие экспонаты, собранные и отреставрированные мной и моими друзьями. Это такая честь — иметь отношение к истории России! За этот проект Светлана Пчельникова была награждена премией правительства России в области культуры за 2016 год.
Иногда, признается Светлана, она просто не может удержаться от покупки куклы, сделанной кем-то из коллег: на прошлой международной выставке, например, приобрела «Манон» мастера Натальи Побединой.
Любовь к этой кукле, говорит Пчельникова, можно назвать любовью с первого взгляда. Куклы самой Светланы «живут» в домах многих известных людей: есть они у Андрея Макаревича, Александра Розенбаума, Владислава Третьяка, Никаса Сафронова, Олега Газманова...

— А вот делать кукол на заказ — для меня самое сложное. Очень трудно угадать, что в итоге понравится или не понравится человеку. Поэтому за такую работу я берусь исключительно из-за денег.
На вопрос, правда ли то, что кукольники водят крепкую дружбу с зуботехниками, заимствуя у них необходимые материалы, Светлана отвечает:
— От зуботехников нам перепадают инструменты — те, которые должны быть под рукой у каждого мастера. Что касается материалов для кукол, то я использую только сертифицированный фарфор и полиуретан, никаких самопридуманных токсичных смесей. А еще мне не нравятся пластиковые или стеклянные глаза у кукол, поэтому я их рисую.
Кукольнику приходится быть мастером на все руки, ведь авторская кукла — это синтез живописи, скульптуры, мастерства парикмахера, обувщика и дизайнера одежды.
Кроме того, Пчельникова настаивает, что на внешность куклы накладывает отпечаток... душа ее создателя. Скажем, у злого человека и куклы такими же получаются.
Светлана считает, что куклы умеют принимать на себя боль ребенка. Ей можно верить: у Пчельниковой трое детей. Иван занимается профессиональным боксом, Анастасия работает креативным директором эстонского Дома куклы, сестра Мишель ей помогает. Так что, можно сказать, увлечение куклами в семье передается по наследству.