Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Сергей Гармаш: Многим актерам только кажется, что они режиссеры

Общество
Сергей Гармаш: Многим актерам только кажется, что они режиссеры
Сергей Гармаш: Венедикт Ерофеев — не чужой для меня писатель / Фото: предоставлено пресс-службой Московского международного Дом музыки

1 апреля в 19:30 в камерном зале Дома Музыки премьера литературно-музыкального спектакля «Москва — Петушки». 

В постановке по мотивам поэмы Венедикта Ерофеева принимают участие народный артист Российской Федерации Сергей Гармаш и музыканты одного из лучших камерных коллективов страны «Романтик-квартет». 

Автор спектакля Владимир Зисман учел энциклопедическую образованность Венедикта Ерофеева и дополнил спектакль текстами и музыкальными произведениями, которые прямо или косвенно упоминаются в поэме «Москва — Петушки».

«ВМ» побывала на генеральной репетиции спектакля, которая проходила в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Ипполитова-Иванова в кабинете ректора института Валерия Иосифовича Вороны.

Сергей Гармаш: Многим актерам только кажется, что они режиссеры Сергей Гармаш: C каждым новым прочтением открывал другие смыслы и темы / Фото: предоставлено пресс-службой Московского международного Дом музыки

После репетиции корреспондент «ВМ» побеседовала с Сергеем Леонидовичем Гармашем.

— Сергей Леонидович, музыканты играют по нотам произведения великих композиторов, а у вас нет нот, когда вы читаете произведение Венедикта Ерофеева. Чем вы руководствуетесь, чтобы ни в одном месте не допустить фальши?

— Честно скажу: не знаю. Просто держу в руках текст Ерофеева. Если у меня получается не фальшивить, то исключительно благодаря книге, которую я читаю. Стараюсь услышать Ерофеева и донести его произведение так, как понимаю.

— Когда впервые прочитали поэму Венедикта Ерофеева? Можете ли объяснить феномен этого сочинения?

— Прочитал впервые, когда учился в Школе-студии МХАТ, а потом перечитывал. «Москва — Петушки», безусловно, классическое произведение русской литературы. Как правило, каждое классическое произведение — интернациональное. Как Чехов, который сначала для русских становится своим, потом для немцев, американцев, японцев и так далее. Кто-то читает «Дядя Ваню» про Дядю Ваню, кто-то про Елену Андреевну, кто-то про Соню, и вряд ли возможно дать определение произведению, тем более объяснить его феномен. Лев Николаевич Толстой к «Анне Карениной» написал предисловие или, как говорят киношники, «синопсис»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», и в этом вся суть романа. «Москва — Петушки» — это очень интимное, обнаженное, совершенно лишенное претензий на жанр сочинение. Да, это текст, но я бы не сказал, что Ерофеев запечатлел поток сознания. Это произведение вселенского масштаба, стоящее на отдельной полке мировой литературы. Автор как бы «вскрывает» самого себя. Простите за медицинский термин. И я не хочу сравнивать поэму Ерофеева ни с одним другим произведением. Оно абсолютно уникальное и единственное.

— Вы читали дополнительные материалы о Венедикте Ерофееве, о его поэме, когда работали над спектаклем?

— Ничего такого не делал. Но Венедикт Ерофеев — не чужой для меня писатель.

— Ерофеев был очень прямым человеком, острым, правдивым. Говорят, что эти черты присущи и вам?

— Это вам судить, какой я, а не мне. Говорить о себе не люблю и не буду. Если я кажусь таким, как вы меня охарактеризовали, это ваше или же чужое мнение, на которое вы ссылаетесь.

— Как вы можете объяснить, что сегодня очень востребован и популярен жанр музыкального спектакля по классическим произведениям?

— Во-первых, далеко не первый раз в своей жизни я читаю тексты на музыку. Все началось со сказки «Волшебное кольцо», которую предложила прочитать Московская филармония. Еще читал с Симфоническими оркестрами, со скрипачами, и когда мне поступило предложение прочитать «Москва — Петушки» с камерным коллективом «Романтик-квартет», то я не видел причин для отказа. Да и почему не может быть востребован синтез классической литературы и великой музыки?

Сергей Гармаш: Многим актерам только кажется, что они режиссеры Сергей Гармаш: Не стремлюсь быть режиссером, но на самом деле партнерство существует не только между актерами / Фото: предоставлено пресс-службой Московского международного Дом музыки

— Режиссер спектакля «Москва — Петушки» Владимир Зисман сказал «ВМ», что «вы хорошо знаете музыку Рахманинова, Штрауса, Чайковского, которая звучит в этом спектакле»?

— Я гораздо лучше знаю музыку «Битлз» и «Пинк Флойд», чем музыку Рахманинова и Штрауса. Если я и могу напеть Девятую симфонию Бетховена, то напеть хотя бы одну из симфоний Рахманинова не смогу. Поэтому говорить о моем знании музыки этих композиторов неправильно. Между «знать» и «любить» — дистанция большого размера.

— Изменилось ваше отношение к произведению Венедикта Ерофеева после прочтения студентом и взрослым? Вы сразу приняли, поняли поэму «Москва — Петушки»?

— Принял-то я принял, но с каждым новым прочтением открывал другие смыслы и темы. Если второй раз читать роман Достоевского «Бесы», возникнет ощущение того, что половину не читал тогда. А когда в третий раз, то опять новое. Если внимательно смотреть, например, картину Тарковского «Зеркало» в пятый раз, то непременно увидишь новое, и так всегда происходит с произведениями искусства и литературы.

— Не секрет, что сегодня мало читают. Преследуете ли вы образовательную миссию со спектаклем «Москва — Петушки»?

— Вы же прекрасно понимаете, что это делается не ради развлечения и не ради денег.

— В этом спектакле вы проявили себя еще как сорежиссер... Нет ли планов поставить свой спектакль или, быть может, снять фильм?

— Сказать о том, что я проявил себя как режиссер, не совсем верно. Для режиссера Владимира Зисмана я предложил актерскую инициативу, которая оказалась уместна. Не стремлюсь быть режиссером, но на самом деле партнерство существует не только между актерами. Между режиссером и актером тоже должно быть взаимодействие, и когда это происходит, то результат, как правило, намного лучше. В нашем случае это произошло между режиссером, мной и музыкальным коллективом. Режиссерских амбиций у меня нет. Если совсем честно, то они, конечно, есть, но я их надежно и далеко спрятал. Режиссер — это профессия, очень сложная. Многим актерам, сыгравшим в фильмах, в спектаклях, кажется, что они — режиссеры, но, судя их работам, это только им кажется. К своим режиссерским амбициям я отношусь очень строго и осторожно.

— Есть ли в ваших планах есть спектакли по классическим произведениям с музыкальным коллективами?

— Такие предложения приходят со стороны. Был единственный случай, когда Воронежская филармония предложила прочитать сказку «Волшебник Изумрудного города», но я предложил прочитать пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Прекрасный получился спектакль.

— Как вам репетируется в стенах легендарного музыкального вуза?

— Я нахожусь в кабинете ректора — моего земляка Валерия Вороны, и здесь мне очень уютно. Но я не имел возможности ознакомиться со всем институтом, его студентами. Ректор рассказал мне о выпускниках, прекрасных артистах. Спасибо за то, что дали нам возможность репетировать в этом замечательном месте.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.