В школьных драках есть и польза
Причем чаще всего такой ответ давали молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.
Драки в школе — явление нормальное. Ведь очевидно же, что в любом коллективе устанавливается свой табель о рангах. А чем юным самцам мериться? Умом еще рано. Достатком родителей? Глупо. Папина машина — не твоя гордость. Спортивными достижениями? Дело хорошее, но спортом занимаются не все. Поэтому дети меряются силой и характером. Я учился в трех школах и участвовал в десятках драк. И убедился — побеждает не всегда сильный. Чаще — просто тот, кто сильнее хочет. И кто не боится быть побитым. Иными словами — парень с более сильным характером.
Двое моих сыновей — школьники. Спрашиваю: часто у вас дерутся? Отвечают — а у нас вообще никогда! И при этом сетуют: одноклассники какие-то вялые, дохлые, все больше о шмотках и компьютерных играх разговоры. Ботаники. Я удивлен. Во всех школах, где я учился, был так называемый «пятак»: пятачок, площадка для выяснения отношений. Во дворе, но чтобы не было видно в окна. Чтоб не разняли. В самой школе дрались редко. Но на «пятаке» постоянно.
Раз в неделю минимум случались такие гладиаторские бои с командами болельщиков. Одна толпа за одного бойца, другая — за другого. Не прийти на «пятак», если тебе бросили вызов, было величайшим бесчестием. Не думаю, что это было жестоко. Скорее нормально: ведь должен же как-то мальчик становиться мужчиной. А для этого, как минимум, нужно побороть себя, свой страх и прийти на «пятак». А уж если ты победил еще и соперника, то вообще молодец.
Я не поэтизирую школьные драки. Лишь с удивлением понимаю, что у нас они были эффективным способом социализации. Например, снимали страх публичных выступлений. Ведь выйти в присутствии толпы на «ринг» и драться — это и есть публичное выступление! А еще драки ставили тебя на определенное место в мужском социуме. Драки устанавливали правила борьбы за место под солнцем. Нельзя, например, было бить между ног.
Не знаю, как в провинции, но московские школьники, похоже, дерутся редко. Может быть, это и хорошо, но… Согласитесь: и взрослеют наши столичные юноши очень поздно. Хорошо, если годам к 25. Если вообще взрослеют! Если учесть, что в армии сейчас служит, в среднем, 1 из 10, то нетрудно понять, какое поколение мы имеем на выходе. В провинции молодежь, к счастью, побойчее. На нее вся надежда.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции