Виктория Токарева: Данелия сказал мне, что умрет весной
Русский прозаик и сценарист Виктория Токарева рассказала о работе и дружбе с советским режиссером Георгием Данелией. Мастер скончался 4 апреля на 89-м году жизни: за несколько недель до этого он попал в больницу с воспалением легких, врачи поместили его в искусственную кому.
— Виктория Самойловна, что для вас Георгий Данелия?
— Для меня он не умер, потому что наши фильмы идут постоянно. Мы работали с ним 15 лет, сделали много фильмов. Должна сказать, что работать с талантливым человеком — это счастье, как солнце проступало через тучи. Это совершеннейшее солнце с крупицами гениальности, — сообщила писательница в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы».
Подробности в видеосюжете «ВМ»:
Она подчеркнула, что, несмотря на проблемы со здоровьем, Данелия не терял интереса к искусству:
— В последнее время мы общались очень много. Он не мог читать, ходить, смотреть телевизор. Единственное, что он мог, звонить мне по телефону, в одно и то же время, в 23:00. Я говорила, что сейчас интересного в литературе, он слушал аудиокниги. В то время, когда мы работали — мы тоже все время висели на телефоне. Он рассказывал мне эпизоды своих фильмов, чтобы проследить причинно-следственные связи, а я слушала, мы работали. Это было интересно и ему, и мне.
— Он продолжал оставаться художником все это время?
Во-первых, художником. Во-вторых, когда он перестал снимать, он начал писать книги. Он писал замечательные книги, но скромничал, говорил, что он не писатель, а рассказчик. Он был ошеломительно одарен.
— Задумывался ли он о смерти?
— Это была его мечта — умереть. Он сказал: «Я умру весной». Он перезванивался часто со своим композитором и другом Гией Канчели (советский грузинский композитор, написал музыку к фильму «Кин-дза-дза!» — прим. «ВМ»). Канчели говорил ему: «Я мечтаю об одном, чтобы Бог препроводил меня на тот берег». Может быть, он не понимал, как это трагично, умереть. Он надеялся, что там что-то есть.
— Как складывались его отношения с современными режиссерами? Выделял ли он кого-то из современных художников?
— Он в последнее время любил всех, со всеми, с кем у него были напряженные отношения, он помирился, но я не помню, чтобы он кого-то выделял. Недавно мы обсуждали фильм режиссера Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», я случайно увидела этот мультфильм, это такая высота, я ему сказала, что это гениально. Он сказал, что передаст Резо. Чувствую, что Данелия напрягся, я почувствовала нотку ревности. Он пытался скрыть, но я знала его как облупленного. Он прожил длинную и приятную жизнь.
— Насколько он реализовал все, что хотел, или что-то осталось недосказанным?
— Я знаю, что он хотел снять фильм «Хаджи Мурат», ему не дали, а все остальное, что хотел, он реализовал. Он был художником, он был очень политкорректным. Он никогда не конфликтовал, как Тарковский. Как умный человек, Данелия дружил с начальниками, они его любили. У него была очень хорошая семья, благородная.
Популярность режиссеру принесли такие фильмы, как «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!». Данелия снял несколько эпизодов для сатирического журнала «Фитиль».
Читайте также: Супруга режиссера Георгия Данелии назвала причину смерти артиста