Великий, талантливый, яркий: чем запомнился Георгий Данелия друзьям и коллегам
«Вечерняя Москва» собрала воспоминания, которыми поделились культурные и политические деятели, а также друзья и коллеги режиссера.
Супруга Галина Ивановна Данелия:
— Мы думали, что проскочим кризис. Георгий до конца сохранил ясность ума и сильный темперамент. После реанимации Георгий Николаевич стал сам дышать: его отключали на длительное время от аппарата искусственного дыхания, даже разговаривал жестами, но (пауза)... Простите, не могу говорить. Он до последнего боролся за жизнь и не хотел уходить, — сказала Галина Ивановна.
Президент Владимир Путин:
— Через всю свою жизнь и творчество он пронес уважение к ценностям гуманизма, к искусству и зрителям. Вашу скорбь от невосполнимой утраты разделяют коллеги Георгия Николаевича, последователи и ученики, многочисленные почитатели его дарования в России и за ее пределами, — говорится в телеграмме Владимира Путина.
Мэр Москвы Сергей Собянин:
— Ушел из жизни великий кинорежиссер, внесший огромный вклад в развитие отечественного искусства и снискавший искреннюю любовь зрителей.
За десятилетия плодотворной творческой деятельности Георгий Николаевич Данелия создал много замечательных художественных фильмов — веселых и грустных, душевных и жизнерадостных, которые вошли в золотой фонд нашего кино. А лирическая комедия «Я шагаю по Москве» является одним из самых трогательных фильмов о нашем городе, о москвичах. — отметил мэр Москвы вклад Георгия Данелии в кинематограф и культуру столицы.
Сценарист и заслуженный деятель искусств РФ Александр Адабашьян поделился воспоминаниями о совместной работе с Данелией над фильмом «Настя» (1993 год).
— Для меня кино, в особенности советское и российское кино, — это Данелия. Он был безмерно, многогранно талантлив, умен, с потрясающим чувством юмора, ироничен по отношению к себе, несмотря на все свои регалии: книжная полка во всю длину его комнаты была густо уставлена призами. И при всем этом никакой «обронзовелости», — сказал Адабашьян.
Он добавил, что работа с режиссером стала для него одновременно и учебой, и колоссальным удовольствием.
Актриса театра и кино Инна Чурикова:
— Это был настоящий режиссер, кинематографист, замечательный человек. Он снимал очень хорошие фильмы с огромным чувством юмора и знанием жизни. Такая глубокая печаль, когда уходят такие люди, — передает слова Инны Чуриковой РИА Новости.
Актер и театральный деятель Евгений Стеблов:
— Уход Георгия Николаевича — огромная потеря для всех нас и меня лично. Пойду попрощаться с ним и провожу в последний путь. Мы знали, что Данелия давно тяжело болен, но надеялись, что он преодолеет недуг. Он был очень сильным человеком. Был похож на огромный айсберг, в глубине которого свои тайны: мы видели только верхушку, а что внутри — нет.
Уникальность Данелии в том, что, казалось бы, он все делал легко, феерично, но за этой легкостью, юмором был огромный труд, воля, характер и работа души. В каждом кадре его фильма жила музыка. И в нем каждую секунду была музыка... Эта музыка осталась с нами на экране...
Спасибо, Георгий Николаевич, за то, что вы подарили нам свои шедевры и что взяли меня в свою лучшую картину «Я шагаю по Москве».
Режиссер Никита Михалков:
— Лично для меня это абсолютно невосполнимая потеря, потому что невозможно представить себе, чтобы в одном человеке для тебя соединилось все – учитель, первый режиссер, близкий друг, старший товарищ, любимый человек в семье твоих родителей. Неожиданный, неограниченно талантливый почти во всех сферах жизни, потомок именитого рода, человек, научивший тебя смотреть на мир мужским взглядом и в тоже время невероятно нежный, ранимый и всегда не только слушающий, но и слышащий тебя человек.
Я, по крайней мере пока, не хочу рассказывать занимательные или смешные истории со съемок, потому что он для меня весь собран целиком – он и моя юность, и первые шаги в кино, в режиссуре и совместные гуляния, застолья, разговоры... И я думаю, что… точнее уверен, что он бы меня за это простил.
Карен Шахназаров:
— Георгий Николаевич был не просто великий режиссер, но и мой учитель. Он был художником огромного масштаба, — заявил ученик Данелии в разговоре с РИА Новости.
Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой:
— Он никогда не переставал удивляться красоте этого мира. Он вселял веру, что люди добры, что они могут быть прекрасными. И он заставлял нас быть таковыми, — заявил спецпредставитель.
Он также подчеркнул, что многие зрители будут в течение долгого времени вспоминать картину «Я шагаю по Москве», а также поздние работы режиссера.
Юлий Гусман:
— К сожалению, это не стало неожиданностью, хотя была надежда, что его энергичный характер, оптимизм и вера справятся с тяжелой болезнью. Он ушел в вечность, сопровождаемый светом вокруг его души, таланта, жизни; я много с ним встречался. Мало есть на земле людей, в которых яркое, искрометное ощущение жизни сопровождается философским пониманием цели человека и грустной иронией тщеты достижения всех этих целей. Он был одним из самых доброжелательных людей в нашем кино, меньше всего выступал судьей. Я могу сказать, что комедии, созданные Данелией, — не для смеха, или, как сегодня говорят, «для ржаки». Такого слова он не знал, как и Рязанов, как и Гайдай, который имел все ключи от искусства смешить, это слово не употреблял. В шутках Данелии, которые ушли в народ, была грустная и умная ирония и философия высокого человеческого предназначения. Не обязательно быть хмурым, чтобы рассказывать о жизни по-философски умно и глубоко.
Актриса Алла Будницкая:
— Все кинематографисты опечалены уходом Георгия Николаевича. Хочется, чтобы такие режиссеры никогда нас не покидали. Данелия снял прекрасные картины, которые останутся до тех пор, пока будет существовать кинематограф. В жизни Данелия был очень обаятельным и добрым человеком. Невероятно деликатным. Вечная память мастеру! Мои соболезнования вдове режиссера Галине.