Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как изменилась уличная торговля в столице

Город
Как изменилась уличная торговля в столице
Москвичка Мария Тюнина у киоска нового образца со сладостями в переходе станции метро «Римская». Благодаря большой витрине можно рассмотреть весь ассортимент товара / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
Сегодня столичные киоски функционируют по единым правилам и утвержденному стандарту. Но так было далеко не всегда. Москвичи еще помнят, как в 2010 году выглядело большинство площадей. Изменения с той поры в столице произошли потрясающие. Как видоизменилась уличная торговля и почему это так важно для мегаполиса, эксперты рассказали корреспондентам «ВМ».

Шанс реализовать амбиции

Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты:

— Любой регламентируемый и регулируемый процесс лучше, чем хаотичный. Говоря о киосках и торговых павильонах, которые сегодня устанавливаются в городе, и отвечая на критику, нужно отметить, что процесс их внедрения только начинается. Кроме того, город устанавливает киоски не только в соответствии с архитектурными решениями или генпланом, но и основываясь на потребностях того или иного района в товарах и услугах.

В свое время все мы хвалились той историей, что, выскочив из метро в любое время дня и ночи, могли купить все, что угодно. Конечно, это своеобразный комфорт, но при этом такая торговля не очень эстетична, а также есть риск приобрести не совсем то, что хотел. Многие сталкивались с эффектом «а-ля шаурмы», заработав себе в прямом смысле слова желудочную боль. Но именно «а-ля», потому что настоящая шаурма — это хороший, вкусный, сытный продукт.

Сегодня город старается ввести унифицированную модель, которая вписывалась бы в общую картину столицы. С моей точки зрения, это важно для восприятия города не только его жителями, но и туристами.

С другой стороны, развитие сети киосков и торговых павильонов — это, безусловно, новые рабочие места и возможность для горожан совершать быстрые доступные покупки. Не надо, например, оббегать весь магазин, чтобы купить мороженое. Мы имели некоторый период паузы в уличной торговле.

Я полагаю, он был взят, чтобы оценить целесообразность, необходимость создания новой платформы. После того как стало понятно, как ее строить и на что опираться, ее начали создавать. Все обвинения, в том числе эмоциональные, можно понять: у кого-то был закуплен товар, кто-то лишился работы. Однако раньше мы имели совершенно нерегулируемую, зачастую несертифицированную, хаотичную торговлю, торговлю в зоне риска. Мы, как Московская торгово-промышленная палата, защищаем интересы предпринимателей, работающих в открытой зоне, легальных бизнесменов. И мы считаем, что организация таких киосков и павильонов, в которых соблюдаются все санитарные нормы, в которых есть ответственность за товар, — это принципиально важно.

Очевидно, что в любом бизнесе есть подводные камни, и прежде, чем чем-то заняться, нужно изучить вопрос и рассчитать собственные силы. При этом аренда у государства — это наименьшая форма риска: вы понимаете, по какой цене и что конкретно вы берете, вам дается готовое помещение. В случае аренды киоска вложений потребуется гораздо меньше, чем если предприниматель решит сразу «пуститься во все тяжкие».

В конечном счете аренда — это элемент временный, и бизнесмен сможет развиться и создать собственную сеть. А случится это или нет, уже определяется амбициями предпринимателя.

Серые кардиналы ушли с рынка

Антон Шабанов, финансово-экономический эксперт, руководитель инвестиционного консалтинга:

— В первую очередь я должен отметить, что обновленные торговые киоски являются важным нововведением для города. Благодаря их появлению его облик стал более облагороженным, появилось больше свободных пространств возле станций метро, на площадях и улицах города. Ведь, напомню, уличная торговая реформа была организована не столько для бизнеса, сколько для обычных граждан. С этой точки зрения реформа, разумеется, дала свои позитивные плоды. Как москвич я сам наблюдаю, что город стал более просторным.

С точки зрения экономики это также выгодно для Москвы, потому как с исчезновением старых киосков и ларьков и их последующим обновлением исчезли с рынка так называемые серые и черные предприниматели, которые пытаются уйти от налогов и действуют абсолютно незаконно. В городе стало значительно больше официальных торговых точек, владельцы которых готовы оплачивать как аренду, так и налоги. После того как власти Москвы начали сносить незаконно построенные ларьки, многие предприниматели, действующие нелегально, были вынуждены уйти.

Я, в свою очередь, одобряю появление обновленных торговых киосков. Разумеется, это очень важно для малого и среднего бизнеса. Это способствует развитию экономики в столице, предохраняет ее от предпринимателей, которые уклоняются от уплаты налогов, привлекает дополнительные финансовые средства в городской бюджет.

Помимо этого, «черный» и «серый» бизнес государству, строго говоря, не нужен, ведь он не несет никакой социальной ответственности и не гарантирует сотрудникам ничего. Более того, нестационарные торговые точки, устанавливаемые предпринимателями, не желающими платить налоги, просто захламляют город. Поэтому я, конечно, выступаю за наведение порядка в сфере нестационарной торговли. Это хорошая и позитивная мера для столичной экономики.

Стоит также обратить внимание на преимущества новых киосков, которые я считаю важными. Большинство из них, около 80 процентов, устанавливают на месте прежних торговых павильонов. Реформа уличной торговли позволила значительно снизить стоимость аренды киосков, которые сдаются предпринимателям уже в готовом виде. При этом цена аренды зависит от района, в котором находится торговая точка, и специализации киоска. В свою очередь представители малого и среднего бизнеса оформляют документы на право торговли в новых киосках сроком на пять лет.

Горожане хотят общения

Ольга Твардовская, психолог: 

— Безусловно, горожане очень привыкли к удобству. И уличные киоски — это один из важных аспектов комфортного образа жизни. Сейчас в мире можно наблюдать развитие процесса глобализации. Появляется огромное количество сетевых магазинов, владельцы которых задают тренды на ценообразование и ассортимент. В таких местах человек не чувствует себя уникальным, к нему не относятся как к личности. Мне как столичному жителю иногда хочется чего-нибудь особенного. Тогда я иду и покупаю свежий творог фермерского производства.

Но дело заключается не только в качестве продукта: когда человек часто посещает один и тот же киоск, он завязывает тесные социальные связи с продавцами, которых он видит каждый день. Получается, что в небольшие торговые точки приходят не только за товаром, но и за хорошими эмоциями. Здесь создается особая кулуарная обстановка. Некоторые продавцы и покупатели общаются друг с другом годами. Или еще одна расхожая ситуация — большинство горожан каждый день покупают кофе по пути на учебу или работу и чаще всего дружат с бариста. Не секрет, что хорошее начало дня — залог его удачного продолжения. Если вас в каком-то месте заряжают позитивом, то туда захочется приходить еще и еще.

Из таких, казалось бы, маленьких радостей и состоит наша жизнь. У жителей мегаполисов часто создается ощущение потерянности в большом городе. А локальные торговые точки служат неким уголком, где вы можете общаться с людьми, которых знаете.

Такие места очень нужны горожанам. Часто мы готовы переплачивать за приятные эмоции. Человек — существо социальное, ему нужно реализовываться и адаптироваться. Киоски и ларьки создают ощущение того, что ты кому-то нужен и интересен. Такие места москвичи стараются посещать как можно чаще.

Ежедневные походы в магазин влияют на эмоциональное состояние человека. Конечно, все необходимое можно заказать по интернету с доставкой на дом. Но намного приятнее прийти в уютное место, поговорить с продавцом, потрогать все своими руками, узнать о плюсах и минусах товара из первых уст. Нужно понимать, что есть разные психотипы — интроверт и экстраверт. Первые чувствуют себя комфортно, находясь вне социального поля: не взаимодействуя с людьми каждый день. Экстравертам же общение требуется как воздух: они не могут жить без социальной адаптации. Именно такие люди чаще всего совершают импульсивные покупки — приобретают то, в чем они на самом деле не нуждаются.

Для них определенные продукты обладают особым психологическим значением и являются отражением их индивидуальности. Людям важно себя с чем-то идентифицировать, чувствовать одобрение и поддержку. Именно поэтому социальные сети получили такое большое распространение. Когда человек пишет заметку или выкладывает фотографию в интернет, он дает миру понять, что он существует. Такое же ощущение у него возникает, когда он приобретает продукцию в хорошо знакомом районном киоске. Москвичи хотят ощущать себя маленькой частицей, причастной к чему-то большему. В настоящее время в этом им могут помочь небольшие торговые точки. Здесь люди чувствуют себя важными и нужными.

Киоскам нужен единый стандарт 

Рубен Аракелян, архитектор, урбанист: 

— Торговые павильоны — очень важные объекты для городской инфраструктуры. Есть такая проблема, что зачастую москвичам не хватает мест, где можно быстро перекусить или взять горячий кофе. Сейчас у жителей и гостей столицы наиболее востребованы торговые точки с едой и напитками. Хорошо, если киоски находятся там, где на них есть спрос. Конечно, они не должны мешаться пешеходному трафику и располагаться на очень узких улицах. В основном павильоны лучше размещать на больших площадях. Там всегда большая проходимость туристов.

Так, у киосков появляется дополнительная информационная функция — в них можно зайти в интернет, познакомиться с картой достопримечательностей города, найти нужный контакт в телефонном справочнике. Кроме того, туристы всегда могут назначить кафе местом встречи. В этих местах люди всегда могут отдохнуть, выпить согревающий напиток и поближе познакомиться с городом. Столичные градостроители стараются разместить павильоны там, где бы они были наиболее востребованы. Специалисты исследуют территорию района, смотрят, кто живет вокруг, и определяют потребности населения. Если в радиусе жилого дома нет точек с продуктами питания или пекарен, то ставят киоски.

Если же район перенасыщен торговыми объектами, то некоторые из них убирают. В данном вопросе нужно соблюдать баланс. Естественно, у торговых киосков должен быть некий общепринятый стандарт. Павильоны — такая же городская типология, как фонарь, бордюр или знаки дорожного движения. Мне кажется, что торговые точки должны быть незаметными. Москва — это наслоение разных эпох, стилей, цветов, фактур, событий. Столица и так очень пестрый и визуально разнообразный город.

Даже небольшой объект размером три на три метра может стать визуальным мусором, если у него будет очень вычурный и вульгарный дизайн. Киоски не рассчитаны на то, чтобы горожане ими любовались. Они должны выполнять исключительно торговую функцию. Павильонов много, и если каждый будет уникальным, то городская среда будет засоряться и потеряет целостность. Определенно, внешний вид киосков нужно стандартизировать. Их дизайн должен быть максимально спокойным и нейтральным, но при этом простым и современным.

Правила игры незыблемы

Алексей Каневский, председатель комитета Московского отделения Общественной организации «ОПОРА РОССИИ» по экономике: 

— Начало реформы рынка нестационарной торговли стартовало в Москве в 2010 году. Тогда производился массовый снос киосков и ларьков, потому что многие из них работали на абсолютно незаконных основаниях и портили облик города. На смену им пришли обновленные киоски.

Отличия этих новых торговых павильонов заключаются в том, что они имеют единообразный внешний вид и, в свою очередь, никаким образом не портят облик столицы. При этом город тщательно регулирует их сферу деятельности и регламентирует, в каких местах должен находиться каждый конкретный торговый павильон.

В настоящее время предприниматели, которые на городских торгах выигрывают право арендовать обновленные павильоны, не могут никаким образом перепрофилировать сферу торговой деятельности. То есть киоск, в котором должна продаваться, например, выпечка, не может стать киоском, где торгуют цветами или же билетами в театр. Каждый коммерсант изначально знает, какой продукцией будет торговать при участии в аукционах. Кроме того, предприниматель не может переместить торговый павильон.

Безусловный выигрыш появление обновленных торговых киосков принесло, конечно, бюджету Москвы. Эта мера способствовала значительному пополнению городской казны. Бизнес стал абсолютно прозрачным и «белым». А нелегальных предпринимателей, которые еще работают на рынке, но уже ушли с объектов нестационарной торговли, сегодня по-прежнему необходимо тщательно контролировать. Для бизнеса также очень важно, что такие нестационарные торговые объекты имеют, если можно так выразиться, гарантийный характер.

Правила игры являются незыблемыми. В этом смысле у столичных предпринимателей, арендующих торговые точки, есть возможность среднесрочного или даже долгосрочного планирования, что является, на мой взгляд, существенным аспектом. Оплачивая ежемесячную аренду, столичные коммерсанты получают торговое место в беспроцентную рассрочку от города и освобождаются от крупных единовременных трат, что положительно сказывается на их предпринимательской деятельности. Ведь эти деньги можно вложить в развитие бизнеса.

Однако проблему в географии размещения и ограниченном ассортименте этих объектов никто не отменял. Бизнесмен, к сожалению, не может самостоятельно определять вид продукции, которую он будет реализовывать на приобретенном торговом павильоне, он не может установить киоск там, где сам считает целесообразным. И это, на мой взгляд, является упущением, которое необходимо восполнить с помощью серьезных и компетентных консультаций для представителей малого и среднего предпринимательства. Кроме того, каждому бизнесмену, принимающему участие в торгах, я бы посоветовал внимательно изучить, на каких условиях ему предоставляется право аренды.

Впрочем, напомню, что консультации для бизнесменов сегодня регулярно проводятся разными столичными организациями — например, государственным бюджетным учреждением «Малый бизнес». Разумеется, я положительно отношусь к тому, что правительство Москвы решило вернуться к увеличению количества объектов нестационарной торговли. Давно стоило сделать эти торговые павильоны более единообразными и отчасти смягчить начатую несколько лет назад реформу. Город решил так и поступить — не убирать торговые павильоны на улицах полностью, а поставить на их месте новые, поэтому я только одобряю данную реформу столичного правительства.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.