Плакаты Бердслея и реклама лондонской подземки представлены в Москве
ЕЩЕ в 1948 году, после ликвидации Государственного музея нового западного искусства, Музей изобразительных искусств имени Пушкина пополнил свое «хозяйство» европейскими и американскими плакатами. Общим числом более двух тысяч. Часть экспонатов той коллекции – это нынешняя выставка – «Английский плакат конца XIX – первых десятилетий XX века», открытая в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX– XX веков Пушкинского музея.Самый знаменитый из «постерщиков» – Обри Винсент Бердслей. Он создал узнаваемый утонченно-манерный стиль, ставший одним из эталонов эпохи модерна. В развивающемся жанре рекламы его изящный и легко читаемый черно-белый рисунок очень пригодился. За псевдонимом «братья Беггарстафф» скрываются Уильям Николсон и Джеймс Прайд, известные благодаря особому стилю: на их постерах зачастую совершенно пустой фон, ничего лишнего и главные фигуры обведены силуэтом. История псевдонима «братьев» тоже из области рекламы – фамилию Беггарстафф партнеры увидели на мешке, который валялся в старой конюшне.Знаете, в чем истинное очарование британской рекламы? В ее сдержанности. Она никогда и ни на чем не настаивает. Посмотрите, «Выбор мистера Роунтри – какао» – ведь этим незамысловатым сообщением открылась целая эпоха в истории английской рекламы. И дело тут даже не в том, как это какао аппетитно нарисовано и божественно пахнет. Оно просто есть – вот тут силуэт чашки на светлом фоне. А здесь тяжеловесный лайнер, везущий королевскую почту из Европы в Нью-Йорк, проходит мимо зрителя, практически по диагонали к апельсиновому рассвету.Кстати, ни малейшей непристойности по части заголенных ног, пьяных и женщин вольного поведения вы здесь не увидите. Потому английская реклама – она о том, какими должны быть английские «ледиз энд джентльмен».Да, кстати, и нежелание демонстрировать товар – тоже парадокс в рамках приличий.Зачем показывать железную дорогу, если можно изобразить растерянного путника с кучей вещей, а мечту о легкой дороге пустить струйкой дыма из его сигареты? Зачем тыкать в нос читателю бутылкой пива, когда можно показать замерзшего, красноносого джентльмена на трамвайной остановке? А вот на этом плакате ничего нет – только название.Но нет и намека на то, что это мужская труппа театра. Вообще англичанам свойственно если уж предаваться чему-то странному или неприличному с точки зрения общества, то именно в мужском обличии.В отличие от французской афиши, которая берет начало в живописи, британский плакат связан прежде всего с искусством книжной иллюстрации, а точнее – ксилографии.Именно англичане и создали рекламный шрифт, а то, что делали французы, – просто рисованные буквы, по сравнению с английским плакатом это чистой воды дилетантизм.Но кое-что англичане у французов позаимствовали. Вот этот политический плакат по поводу финансового скандала с премьер-министром полностью «слизан» с французской рекламы краски «Repellin», которая стала нарицательным именем качественной, несмываемой краски. Заимствование даже оправдано каламбуром «несмываемый позор».В экспозиции немало рекламных изображений «Shell» и «British Petroleum». Компании эти были особенно изобретательны в рекламе, размещенной на бортах грузовиков и цистерн. Дело в том, танских трассах были запрещены в целях безопасности водителей. Транспорт вообще сыграл значительную роль в развитии рекламного постера. Фрэн Пик, пришедший на пост руководителя рекламной службы лондонской подземки в 1908 году, очень старался развеять сложившееся в XIX веке представление о подземелье как о месте мистическом и мрачном. Поэтому иллюстрированная информация о культурных событиях, концертах, выставках, скачках, теннисных турнирах, праздниках, помимо извещения о городских мероприятиях, содержала скрытую рекламу подземки – к ним неизменно прилагались подробные схемы маршрутов, названия станций и описания пересадок.[b]Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков.Выставка открыта до 28 февраля[/b]