На выставке мозаики «играет» даже простая галька
ПОТОК людей, не замечая красивого убранства столичной подземки, оттесняет группу иностранцев с табличками. А туристы то налево посмотрят, то направо, то руками стены потрогают. Остановись, толпа, на минутку, взгляни наверх! Мозаичные панно из самолетов, парашютистов, дымящихся труб, развевающихся флагов, гордых советских людей с фигурами греческих атлетов… Это же мозаика! А на днях в столице открылась экспозиция, собравшая художников современных «каменных пазлов».…Знойный день. Багряными цветами усыпано иудино дерево. Чуть тронет ветки ветер, как листья пускаются в свою обычную болтовню. С побережья доносятся крики чаек. «Хочу туда» – недвусмысленно называется выложенная из камня мозаика.– Сложно и одновременно просто сделать видимым то, что ты видишь, – говорит автор работы, художник-мозаичист Константин Ясиновский. – Я заболел этим видом искусства еще в 90-х, когда меня позвали делать мозаику в храме Преображения в Тушине. А первой моей самостоятельной работой был образ святителя Николая в одном из храмов Воронежа. Я почти год его создавал. Уезжая, я батюшке в шутку сказал: «А премия будет?» И в ответ на немое удивление батюшки добавил: «Вон там у вас пустая ниша над воротами есть». Дали мне «премию». В той нише я выложил из камня Богородицу.Основные инструменты мозаичиста довольно просты. Это молоток с прочным победитовым наконечником и наковальня. С их помощью камень колется на небольшие кубики – модули, из них-то художники и складывают рисунок. Величина таких кубиков зависит от задумки автора: может быть со спичечную головку, а может – сантиметров 10 (как, например, в мозаике в вестибюле станции метро «Комсомольская»).– Нужно знать свойства камня. Один камень может нести образ, а другой – нет, – объясняет мне академик Александр Корноухов, создатель мозаик в московских храмах, в капелле папы Иоанна Павла II в Ватикане. – Если вам дать фиолетовый кобальт и попросить сделать портрет любимого человека, то вы крепко задумаетесь, потому что фиолетовым кобальтом не сумеете передать образ. А вот если взять охру какую-нибудь, уже совсем другое дело.Творчество мозаичиста очень похоже на работу композитора. Только вместо нот – разноцветные камешки.– У каждого камня множество характеристик, – продолжает Александр Давыдович. – Он может быть трещиноватый, светоотражающий или светопоглощающий, колоться регулярно или нерегулярно. И нужно сочетать определенным образом эти камни, чтобы не было внутри хаоса, а длилась музыка.Две рыбы на тарелке, графин, чашка, птичка – миниатюрные мозаики на бытовые темы Анны Замулы неожиданно кажутся древними символами, скрывающими в простоте узора библейские мотивы.Я сразу подмечаю, что все мозаики Анны собраны из мелких модулей. Наверняка, думаю, не так-то просто камни раскалывать.– Не очень тяжело, но как-то неприятно, потому что руки в крови часто бывают, – объясняет Анна. – В перчатках я не работаю, потому что надо камушек чувствовать. Еще в нашем деле много грязи, ведь используешь цемент, песок, клей...Я интересуюсь у Анны, насколько мозаика кропотливое дело.– Сначала нужно наколоть камни, потом положить проволочный каркас и залить цементом. Дальше беру… пинцет для бровей. Им очень удобно вставлять камни. Не успел закончить – счищаешь цемент и на следующий день заливаешь заново другую часть работы.Анна сначала делает набросок. А вот ее учитель Феликс Бух обходится без эскиза.– Я в голове держу образ: от прочитанных книг, от любви, от встречи. Прихожу в мастерскую, беру в руки камни и в них переношу чувства, слова, ощущения. Работаю интуитивно и только потом нахожу скрытый смысл: «сделал и удивился плодам своих рук». Я в мастерской чувствую себя творцом, я могу создать нелепых животных, танцующих человечков... А вот эта работа у меня называется «Сотворение мира». Я почувствовал чудо, понял, как легко и просто было создавать этот мир.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Выставка проходит в галерее «А3» (Староконюшенный пер., д. 39) и будет открыта до 7 февраля.Время работы с 11.00 до 19.00, понедельник и вторник выходные.Вход свободный.[/i]