Город

Что нужно знать, чтобы написать на отлично «Тотальный диктант – 2019»

Для начала рассмотрим самые популярные ошибки. На фото: Мария Рощина 
Фото: Нечаева Наталия, «Вечерняя Москва»
Для начала рассмотрим самые популярные ошибки. На фото: Мария Рощина 
Фото: Нечаева Наталия, «Вечерняя Москва»

До «Тотального диктанта» осталось совсем мало времени. Конечно, можно бросить все, обнять нетленную книгу великого Розенталя, но, увы, это уже вряд ли поможет: знаний в ней скрыто много, но Розенталь — не консервная банка, а знания — не паштет, с хлебом в один присест не съесть. Однако кое-что еще можно успеть! Не отчаивайтесь!

В этом году нам предстоит писать под диктовку текст Павла Басинского. Об особенностях его стилистики поговорим чуть ниже, вдруг вам помогут наши наблюдения, ну а с остальным разберемся сразу. Кстати, по ходу дела можете хотя бы про себя вставлять буковки в наш текст. Заодно и посмотрите, где у вас образуется «затык», эти правила и повторите.

Первое и осн...­вное — соб...ритесь и не нервничайте. Нервы ваши — не канаты, спасательного круга рядом нет, спасение утопающих — дело рук сами знаете кого. Для начала рассмотрим самые популярные ошибки, ...деланные тестируемыми на предыдущих «пробах пера».

До «Тотального диктанта» осталось совсем мало времени Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Главные правила успеха

1. Внимательно слушайте предложение, не очень доверяйте паузам, которые делает диктующий. Он вовсе не обязательно показывает голосом, что тут нужно поставить некий пунктуационный знак.

2. Очень часто встречающаяся ошибка — из серии «первоклассных», в том смысле, что делают ее первоклассники. Вы забыли, что имена собстве....ые пишут...ся с большой, заглавной буквы? Вспоминайте. И еще. Древний Рим — почему тут все с большой буквы? Потому что это словосочетание — части составного названия государства. Но если речь пойдет о названии народа, то пиш...м его так же, как написали бы слово «москвичи» (так проще запомнить) — то есть с буквы строчной, маленькой.

3. Боль и беда на диктанте — прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии или имени и прозвища. Они требуют дефис! Они любят дефис, они хотят дефис и не могут без него. Все очень просто: робин-гудовские (соратники), ильфо-петровские (романы). Примеры не очень, зато запом...нают...ся.

4. О и Ё. Ой, ё, шире Вселенной горе моё... О-хо-хо. Тут помочь трудно. Вспоминаем вместе.

Слово иностранное? Из французов пришло, поди, от их гнусаво-прекрасного eur? ДирижЁр, тренажЁр. И даже стажЁр! Итак — заимствованные слова тяготеют к нашему прелес...ному Ё.

Второе. Чуть сложнее, но не так страшно, как быть безграмотным. Буква «О» после шипящих пишется под ударением в окончаниях и суффиксах отыменных существительных и прилагательных, то есть образованных от существительных. То есть девочка — девчОнка, речка — речОнка, клещ — клещОм, медведь — медвежОнок. А вот если ударение падает на другой слог, то придется заменить буквой «е»: груша — грушевый, сторож — сторожем. Конечно, если вы думали, что груша дает грушОвый сок, возникнут проблемы. Но вы же так не думали!

5. ПрекрасТный человек или нет? Нет. Потому что он — прекрасный.

БлесТнуть чешуей или не надо? Не надо. Потому что уж если это и делать, то только так вот, правильно — блеснуть. Все правильно — речь о непроизносимых согласных. Заметьте, кстати, последнее слово какое хитрое. СогласТных или согласных? Но ведь есть слово согласен. В нем есть Т? Нет. Ну и не надо ей тут быть! И потом, не надо проверять этот глагол похожим, но совсем другим: блеснуть и блестеть — это глаголы разные. Чудесный — потому что чудеса. Все просто. Но есть список исключений, вот его посмотрите обязательно.

6. Правило для малышей, забывчивых девч...нок и прочих соискателей славы грамотеев: как пишутся приставки перед корнями? З у них на конце или С? ПрЕ надо писать или прИ? Ну и так далее. Кстати, мы как-то рассказывали вам о самых частых ошибках, которые, в час...ности, допускают при ..даче ЕГЭ, можете найти статью на сайте и ее перечитать.

7. Так, обязательно: проверьте правила ра...тановки запятых! Предложения сложные и сложносоч..ненные, сложноподчиненные, деепричастия и причастия — вся эта армия может двинуться на вас и затоптать!

Первое и основное — соберитесь и не нервничайте Фото: Нечаева Наталия, «Вечерняя Москва»

Ну а теперь — о замечательном Павле Басинском. Точнее сказать, о его текстах. Кто тут правил? Павел... Помните?

Ну так вот. Басинский — хороший писатель и прозаик с литературным языком высшей пробы. У него есть дар: он отлично имитирует речь своих персонажей, насыщая ее словами, характерными исключительно для описываемой им эпохи, социальной и сословной принадлежности героя. Вот, например, характерный эпизод:

«Ах, ты еще и вежливый, гад? Ну тогда слушай, я тебе тоже — по-вежливому... Ты больной, понял? Твое место в Кащенке. Это единственное место в Москве, которого ты заслуживаешь. Как ты мне надоел! Не знаю, хуже я тебя или лучше, но уйди, прошу! Тошно мне, рвотно...»

Как видите, тут все не так сложно. «По-вежливому» могло бы подвести, да... Запятые. Но это так. Для иллюстрации. Отрывок, кстати, из «Высокой болезни».

В «Святом против Льва» наблюдается другое. Тут Басинский часто говорит «своим голосом», а не голосом персонажей.  

«Посылая своему племяннику образок «Трех радостей» (конечно, это был он), Ёргольская ничего этого знать не могла; это случилось, повторяем, спустя месяц. Но к тому времени она прочитала очерк Толстого «Набег», который он в декабре 1852 года послал Некрасову в Петербург и который вышел в мартовском номере журнала «Современник».

Какие тут трудности? Кажется сначала, что никаких. Однако они есть. Предложения длинные, последнее так и хочется «разбить» запятой, но если задуматься, этого делать не стоит. Почему? Приглядитесь. Поймете. Трудности могут возникнуть с нераспознанным знаком «точка с запятой». Но самое главное — это достаточно типическое построение Басинским фразы. Его стилистика предполагает и большое количество уточнений, отсылов «в сторону», которые неминуемо будут обобществляться запятыми или иными знаками.

Язык Басинского прозрачен и легок, но автор любит многоярусные конструкции предложений Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Смотрим еще:

«Однажды в этот храм пришла знатная женщина, с которой случились сразу три несчастья: сослали мужа, сын попал в плен, а имение отобрали в казну. Ей приснился вещий сон, что она должна отыскать икону Святого семейства и молиться ей, который и привел ее в церковь на Покровке. После молитвы перед этим образом она получила три радостных известия: мужа оправдали, сын был вызволен из плена, а имение вернули семье. С тех пор престол иконы «Трех радостей» являлся центральным в соборе Троицы на Грязех. Икона считалась заступницей невинно оклеветанных, разлученных с близкими и потерявших накопленное своим трудом».

Чувствуете ритм? Это тоже характерная особенность стиля Павла Басинского. Тут этот ритм отмечен даже графически — двоеточиями. Причем это совершенно не значит, что автор написал так специально, что такова была его задумка. Скорее, он писал это, просто солидаризуясь со своим внутренним ритмом, неосознанно и почти автоматически. Но такие параллели тоже нельзя исключить.

А вот перед вами кусочек, который запятыми оформлен строго по правилам, в нем нет ни одного знака авторского, ни одной попытки доказать, что «автор так слышит, потому тут запятую и поставили». Вариант просто для учебника! Все моменты, на которые нужно обратить внимание и просто проанализировать, мы выделили маркером.

«Ее отец­ _Николай Сергеевич Волконский­ ­_был умным и гордым человеком, прекрасным военным чиновником и еще более замечательным помещиком. Существует легенда (возможно, что и вполне достоверная), которую очень любил его знаменитый внук, в молодости не просто уважавший своего деда, но и стремившийся ему подражать. Будто бы Волконский отказался жениться на племяннице и любовнице Потемкина Вареньке Энгельгардт, сказав: «С чего бы он взял, чтобы я женился на его б…» Отзвук этой легенды мы найдем в повести «Отец Сергий»: князь Касатский узнает, что любимая девушка – любовница императора, и это решительно меняет его судьбу. Князь Волконский служил в царствование Екатерины II и Павла I. Он то бывал близок ко двору, то подвергался опале. Завершил службу в качестве военного губернатора Архангельска­ ­_и уволился в чине генерала от инфантерии. Вероятно, это было связано с тем, что вступивший на престол Павел недоверчиво относился к офицерству, выдвинувшемуся в царствование его матери».

 Нервы ваши — не канаты, спасательного круга рядом нет, спасение утопающих — дело рук сами знаете кого Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Обратимся за помощью к профессионалам. Так, в 2009 году в Вестнике ВГУ Е.А. Набиева опубликовала серьезную исследовательскую работу «Индивидуальный стиль П. Басинского». Заглянем в источник, не найдем ли себе там какую-нибудь подсказочку? Найдем. Смотрите, автор точно замечает: Языковая личность П. Басинского характеризуется следующим:

1. Вербально-грамматический уровень отличается стилистической разнородностью лексики, соединением во фразе слов разной функциональной природы («Так или иначе, но «слишком серьезный» Леонид Бородин выглядит аномалией в так называемом мейнстриме (главном потоке) новой русской прозы» (9.11.1993), использованием разговорных конструкций («бедного дядю собственный племянник замучает в ГПУ. Или НКВД? Ну, неважно!» (10.08.1994) и синтаксического параллелизма («Думаю, что критик ошибается. Думаю, что дело здесь вовсе не в языке. Думаю, что он вполне искренне выдает желаемое за действительное» (19.01.1994).

2. Когнитивный уровень характеризуется созданием окказионализмов («Война — это глоток свободы в кошмарное сталинско-бериевское время» (ЛГ. 10.08.1994), художественных метафор («И, конечно, самая лучшая вещь в книге — рассказ «Мальчик-Век»… Это в самом деле замечательно выполненная джазовая композиция на темы русской классики (особенно виртуозны импровизации из Чехова и Бунина)» (19.01.1994).

Ну а точно подмеченная манера автора использовать в тексте выделения шрифтом для нас с вами на диктанте никакой роли не сыграет. Хотя Павел Валерьевич действительно любит и курсив, и написание отдельных слов строчными буквами.

Кроме того, Е. Набиева отмечает манеру диалогизировать монологические речи. Увидите сейчас сами; например, вот такое обращение к читателям нам это проиллюстрирует:

«Наступил Великий пост, дорогие коллеги-критики, которые православные»
«Да, да, милостивые государи! Тогда это не «русский реализм»…» «А что вы хотите?»

Мы по полному праву можем сказать, что Павел любит «играть знаками». Он любит вопросы, любит обращения, а, соответственно, и запятые:

«О, я уже слышу возмущенные голоса, особенно из культурной глубинки. Мы! Русские! Не можем! Без высокой! Духовной! Культуры! Без! Литературы!»

Кроме того, исследователь отметила изменения в стилистике автора: в нем в 2003–2005 годах уже проявилась склонность к «увеличению количества разговорных слов и конструкций, а также слов с факультативными кавычками».

«Но завтра кроха-сын, которого папа поведет в книжный супермаркет, спросит: «Папа? А кто такие эти две тети?» — «Это, сынок, русские писатели!» — «А нам учительница в школе говорила, что русские писатели — это Пушкин, Толстой, Астафьев...». Задумается папа, крепко почешет затылок... А потом как заорет: «Ну чо ты ко мне пристал?! Пушкин-Шмушкин! Ты за «Гарри Потером» меня сюда притащил? Вот и пошли за твоим Потером-Гротером!»

Таким образом, подводим общий итог. Язык Басинского прозрачен и легок, но автор любит многоярусные конструкции предложений. Поэтому кроме указанных выше правил, которые не помешают в любом случае, внимательно следим за пунктуацией. И вспоминаем, что у нас этих знаков немало! Не только точка и запятая.

Ну вот и все. Удачи нам всем! Надеемся, мы вам помогли!

Для начала рассмотрим самые популярные ошибки. На фото: Мария Рощина 
Фото: Нечаева Наталия, «Вечерняя Москва»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER