Историк предположил, что Нотр-Дам восстановят даже после полного разрушения
В понедельник, 15 апреля, во Франции произошел пожар на территории Собора Парижской Богоматери. По последним данным, возгорание было столь сильным, что уже обрушились крыша, шпиль и часы.
К месту происшествия прибыли сотни пожарных, мэр Парижа и лично президент Франции Эммануэль Макрон. Неподалеку от охваченного пламенем здания вековой святыни стоят толпы скорбящих французов, переживающих эту трагедию как свою личную.
Историк Владимир Сидоров прокомментировал «ВМ» печальный день в истории Франции.
В первую очередь эксперт подчеркивает, что в истории собора есть свои нюансы, которые проще раскрыть на примере другой небезызвестной достопримечательности.
— Собор Парижской Богоматери — это, конечно, символ Парижа, такой же, как Эйфелева башня. Но Эйфелеву башню сравнительно недавно стали считать исторической достопримечательностью, еще перед Второй мировой войной многие французы говорили, что она уродует облик города. А вот собор — действительно древний символ, — подчеркнул специалист.
Однако, несмотря на многолетнюю историю, существует, как отмечает Сидоров, «загвоздка», которая состоит в том, что современная святыня — не первая историческая ценность на том месте. Это объясняется тем, что она «возведена над цоколем по-настоящему первой христианской церкви Парижа — базилики святого Стефана».
— А базилика, в свою очередь, тоже не первична, ибо была построена на развалинах античного храма Юпитера времен Римской империи. Так что собор, конечно, с полным правом можно называть историческим, культурным и архитектурным артефактом, но ради него уничтожили еще более древние здания, — указывает историк.
Специалист уточняет дату строительства храма — с 1163 по 1345 года, что по меркам Средневековья считалось вполне оптимальным для такого масштаба строительства. Примечательно, что несмотря на величие собора и его размеры, сами французы несильно следили за его состоянием.
— В удручающем состоянии собор был уже в конце XVIII века, а в начале XIX века его вообще хотели снести, — отметил историк.
Тогда «спасителем» собора стал писатель Виктор Гюго, после публикации работ которого были инициированы реставрационные работы.
По словам Сидорова, в настоящий момент со святыней ситуация обстоит непросто, поскольку сохранение памятника архитектуры находится в руках пожарных бригад. При этом у европейцев есть существенный опыт «воссоздания древних памятников из практически полных руин». Историк поясняет: речь идет об устранении последствий катастрофических бомбардировок времен Второй мировой войны.
— Многие храмы в Германии, например, реставрировались по такой схеме — над уцелевшими частями стен достраивалось заново все оставшееся здание, при этом четко цветным цементом или кирпичами отделялась граница исторических стен и новодела. Внешне такие здания выглядят как в старину, но внутри видно, что реально осталось от древней постройки. Если Нотр-Дам де Пари рухнет, то его могут восстановить по такой технологии, — заявил историк.
Вместе с тем первозданный в известном смысле облик, естественно, будет ценнее.
— Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы памятник сохранили в как можно более целом виде, — заключил Сидоров.
Ранее на сайте «ВМ» сообщалось о том, что опубликовано видео пожара в Соборе Парижской Богоматери.
Читайте также: Пожар в Соборе Парижской Богоматери. Реакция политиков в соцсетях