Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Картинам в подвале уютнее!

Общество

В нынешней Москве почти не сохранилось зданий, где Александр Сергеевич Пушкин – наше «все» – подымал кружку с огненной жженкой и вел вольные беседы в дружеском кругу.Но один флигель стоит пока наперекор всем невзгодам. Дом двухэтажной постройки, что в Воротниковском переулке когда-то снимал старинный друг поэта Павел Воинович Нащокин.Имя его, кстати, и поныне на слуху у всех, кто любит изобразительное искусство высшей пробы, поскольку в этом здании разместилась Галерея «Дом Нащокина». Очарование старинного подвала (это второе экспозиционное пространство, судя по сводам – скорее всего XVIII века) настолько захватило нас, что разговаривали мы с [b]Натальей Рюриковой, директором и основательницей галереи [/b]именно здесь, в его тепле и уюте.[b]– Старинные здания буквально «пропитаны» эпохой, обаянием прошлого. Наверное, вы как-то по-особому это ощущаете?[/b]– На первой выставке Михаила Шемякина, открытой в Галерее, ко мне подошел человек и спросил: «Вы знаете, что Павел Воинович любил изобразительное искусство?» Я тогда, признаюсь, об этом и не ведала. Потом уже узнала, что лучшие люди России жили, гостили, поились и кормились здесь, в Воротниковском. Пушкин читал свои поэмы, а Гоголь – «Мертвые души». Но более других Нащокин привечал художников. Он не просто любил их, а мог отдать последние деньги, поскольку щедрой души был человек. Но и старался привить им вкус к высокому искусству, направлял, воспитывал.Я не стану говорить о мистических вещах, но каждой вещи экспозиции в этих стенах хорошо, уютно, покойно. Они словно попадают в естественную среду обитания. Первое время меня это страшно удивляло. Я же материалистка по сути. Но от одной выставки к другой что-то стало меняться внутри меня. Как будто кто-то по капельке отдавал мне теплоту и свет. Вот именно так это было по ощущениям! Однажды мы делали выставку «Русский романтизм».Я поймала себя на мысли, что временные границы растворились, прошлое вернулось на миг и экспонаты с домом Павла Нащокина стали неделимы.[b]– Наталья Петровна, слово «галерист» трудно приживается в русском языке. А кем вы себя считаете?[/b]– Человеком, который любит искусство. Я не искусствовед, не профессиональный галерист. Просто занимаюсь делом, которое люблю. А как его называть? Как обозначить мою должность? Куратор или директор – значения не имеет.[b]– А что имеет?[/b]– Только то, что галерея – чрезвычайно дорогое для меня дело. Как и бедный, безденежный журнал «Киносценарии». Им я занимаюсь 36 лет. И 16 лет (эту дату мы отметим в нынешнем году) – галереей. Банальная мысль, как все быстро бежит! Но зато остается ощущение: ого, сколько еще можно натворить! Немножко, конечно, трудновато, в плане…[b]– Финансирования?[/b]– О, это слишком скучная тема… Мы стараемся делать хороший экспозиционный уровень. Знаем, наша «планка» должна находиться высоко.Тут иное… Когда выставка сделана, когда ее уже посмотрели люди, арт-критики отписали рецензии, вот тут-то меня и начинают съедать сомнения.Все ли верно было сделано, а что могло быть, если б вот тут, в этом углу, чуть-чуть поменять экспозицию? В общем, сплошное самоедство. Ну да ладно, может этот «пунктик» и помогает двигаться вперед галерее? Вообще у меня была идея – создать музей изящных искусств. И чтобы непременно на полной самоокупаемости.Даже писала об этом в Министерство культуры РФ, наивно полагая, что подобное предложение может быть рассмотрено. Ведь в Москве подобных музеев только два: Изобразительных искусств имени Пушкина и Третьяковская галерея.А такие музеи нужны России. Да вы и без меня знаете – как выставят у Ирины Александровны Антоновой четыре-пять работ, на Волхонке уже очередь. Значит, есть в этом потребность. И я видела совершенно четко, как создать такой музей, который будет нужен людям.Это вовсе не игра в благородство и гуманность. Просто мне интересно было бы показать те шедевры, жемчужины самой высшей пробы, которые хранятся в запасниках российских музеев. «Материала» хватило бы на десять лет! Но мы их никогда не получим. Чиновничьи согласования и масса бумаг способны потопить даже благие желания! Хотя последний пример весьма показателен: полотно Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» никогда не выставлялось и не публиковалось в каталогах, пролежало более восьмидесяти лет в запасниках! И наконец-то, на нашей выставке «Обнаженная натура» картина была обнародована. К нам все праздники, даже в жуткие морозы шли люди, чтобы увидеть в первую очередь это полотно. Представляете? До 600 человек в день! А наши музеи отчего-то просто прорвало на современное искусство…[b]– Наталья Петровна, вы выставляли работы известных за рубежом, но неизвестных в России художников-шестидесятников, потом семидесятников. И вдруг возникла «Гаянэ из Тифлиса» – малознакомая московской публике художница.[/b]– Когда я открывала галерею, как водится, обратилась в Министерство культуры РФ за деньгами. Они написали мне, что выделят сущие копейки на галерею, если я стану исполнять их волю. А предполагали они тогда показ искусства из российской глубинки. Занятие более чем бессмысленное: неизвестная галерея показывает неизвестных художников.Я поблагодарила и откланялась. И поняла: открывать галерею надо чем-то крупным. Позвонила Шемякину (с которым не была знакома). Он сказал: жду. Вот после этой встречи я и поняла, что я хочу делать в галерее. Шестидесятников.Их знали в России, но никто не видел их произведения. Мы сделали первую выставку Купера, Целкова, Плавинского, Краснопевцева, Шварцмана, Неизвестного. А дальше что? Я решила: надо действовать по принципу «делай то, что тебе близко». Почему у меня должна быть какая-то концепция? Глупости! Искусство, которое обязательно будет волновать, возбуждать, дарить и давать людям радость – вот что нужно! А не занятия какими-то умозрительными играми. Я почувствовала: вот именно сейчас надо делать выставку Гаянэ Хачатурян. Мне говорили: ничего не получится, даже не пытайся. Но нам всегда интересно пойти туда, где запрещено. И я поехала к ней.Гаянэ – особенное явление, очаровательный человек, немного мистический, который волею судьбы оказался в этом мире только для того, чтобы создать картины. Я просидела у нее достаточно долго: мне было так хорошо, так замечательно, язык просто не поворачивался говорить с ней о каких-то делах. Так бывает… Но делать-то что? И вдруг она сама говорит: «Ну, а вам-то нравятся мои картины?» Я ей ответила, что великое искусство не может не восхищать. Уехала, подумав: чуда не произошло. Через полтора года раздается звонок. Гаянэ: – Куда вы пропали? Приезжайте обязательно.Размышляла я ровно две недели. Позвонила Гаянэ и выдала свое решение. Она буквально замерла на том конце провода: «Только не сейчас.Только не сейчас. Давайте летом». А у меня внутри что-то щелкнуло, какое предчувствие нехорошее. И я произнесла твердо: «Нет. Давайте сейчас.Ваших работ достаточно даже у московских коллекционеров, да и тбилисские мне их с удовольствием дадут». Народ просто валом валил и на первую выставку, и на вторую – уже памяти «Гаянэ из Тифлиса».[b]– Когда открываешь дверь галереи, то никто не спросит «охранным» голосом: «Вы куда?», а скажет приветливо: «Здравствуйте!»[/b]– Народу в галерее работает немного, все друг друга хорошо знают. А наши дежурные – московские старушки – надежные, преданные, болеющие за все. Мне нужны не молоденькие прелестницы, которым по большому счету многое безразлично, а люди любящие нашу галерею. Мои любимые дежурные просто неотъемлемая часть атмосферы этого дома![b]– Как вам удалось расширить галерейные площади вглубь?[/b]– О, эта была настоящая детективная история! Мы были в отвратительном положении. Теперь, после ужасной трагедии в Перми в «Хромой лошади», меня буквально заваливают письмами, где требуют немедленно сообщить: что происходит с организацией, самовольно захватившей наш подвал? А тогда я отправляла в неделю до 200 писем в разные инстанции, писала, что галерея находится на пороховой бочке. Проверьте, пожалуйста! Да, да, вот здесь стояли спиртовые бочки, торговали горячительными напитками, наркотиками.Слава богу, мы отстояли подвал, выиграв все дела в суде. Не откладывая, начали делать ремонт, осваивать это музейное пространство. Ничего дорогостоящего тут нет: вентиляция, противопожарная безопасность, добротный пол. И как только мы открыли наш подвал – тут же образовалась очередь. Многие художники хотят именно здесь, точнее, в подвале экспонироваться. Вот будет в марте выставка Любарова, так он меня уже уговаривает: «Наталья Петровна, я хочу внизу, там душевнее».[b]Досье «ВМ»[/b][i]Наталья Рюрикова родилась в Москве.Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.Начала трудовую деятельность – младшим редактором литературного журнала «Киносценарии», где в настоящее время занимает должность главного редактора.Директор галереи «Дом Нащокина».Почетный член Академии художеств РФ.[/i][i][b]Если бы у вас была возможность перенестись во времени назад, где вы хотели бы оказаться?[/i]Депутат Мосгордумы Александр СЕМЕННИКОВ:[/b]– Я бы ни за что не хотел жить в другой эпохе. Вот ненадолго в ней побывать можно. С превеликим удовольствием стал бы свидетелем крупных исторических событий, которые затрагивали почти каждого человека. Посмотреть, как и чем жил тогда народ.С большим интересом посмотрел бы, например, как происходило крушение Римской империи, строительство египетских пирамид, да и многое другое.Естественно, хотел бы остаться сторонним наблюдателем, а не участником событий. Не секрет, что некоторые ученые не считают историю наукой. Потому что в ней нет достоверных механизмов воспроизведения прошлого и практически никаких оснований для прогнозов на будущее. Они считают, что уроки прошлого не могут помочь в предвидении: что произойдет через 20 лет, а что будет через 30. Поэтому для меня важно узнать, как на самом деле разворачивалось грандиозное событие в истории.[b]Депутат Мосгордумы Анатолий ПЕТРОВ:[/b]– Ни в коем случае я бы не хотел менять место своего жительства и страну, где я нахожусь. Это исключено. Для этого существуют другие современные возможности. Если тебе стала интересна та или иная страна, если ты хочешь побывать в Африке, Азии, на другом континенте, можно слетать туда на самолете. Единственное, что хотелось бы – оказаться моложе лет на двадцать. Для того чтобы использовать свой потенциал, который, я считаю, не до конца применил. Мне бы хотелось вернуться назад, чтобы сделать те же вещи, сэкономив время для новых дел, познакомиться с более широким кругом людей. Но ни в коем случае я бы не пересмотрел свои жизненные принципы, ничего, что было в моей жизни, не хотел бы перечеркнуть. Хотя, может, был бы менее открытым и доверчивым, немного требовательнее относился бы к своему окружению. Конечно, это не касается моей семьи, выбора моих друзей и коллег из направления моей деятельности.[b]Депутат Мосгордумы Сергей ГОНЧАРОВ:[/b]– Я бы вернулся во времена, когда существовал Советский Союз, – в период с семидесятых–восьмидесятых годов. Хотел бы оказаться в том возрасте, в каком должен быть в те годы. Ведь всем хочется снова быть молодыми. Мне нравится, что в то время были такие понятия, как честь, совесть, человеческое достоинство. Люди дорожили своим именем и общественным мнением. Не то, что сейчас, когда люди все это растеряли. Поэтому у нас народ утерял некий смысл в жизни, а страна стала, грубо говоря, безыдейной..Все только и делают, что работают. И мысли все больше о деньгах. Меня это не устраивает.[b]Депутат Мосгордумы Татьяна ПОРТНОВА:[/b]– Сказать, что мне было бы любопытнее жить в каком-то другом периоде времени, не решусь. Хоть и понимаю, что в разные периоды истории жизнь была то сложнее, тяжелее, то легче и радостнее, наполнена различными событиями. Однако меня устраивает современность. Представители нынешнего поколения, которое успело повидать сразу два века – конец прошлого и начало XXI века, думаю, согласятся со мной.Очень много перемен и событий выпало на наш период истории. Я сама много успела пережить даже в личной жизни: и огорчений, и побед, и многого другого. Но главное, я считаю – у нас есть уникальные возможности, которые предоставила нам жизнь, особенно для молодежи! Сейчас дается чрезвычайно много для реализации любой идеи. Только получай образование и становись отличным специалистом. На мой взгляд, настоящее время очень плодотворное. Единственное, как женщине, мне иногда хочется временно оказаться в более романтичном и спокойном веке. Наверное, это была бы эпоха Ренессанса. Сегодня, к сожалению, несмотря на все преимущества, мы потеряли романтическую сторону жизни. Время сейчас прагматичное и очень жесткое.[b]Депутат Мосгордумы Николай ГУБЕНКО:[/b]– Я плоть от плоти Советского Союза. Если бы у меня была возможность перенестись во времени, я хотел бы оказаться в советском периоде. Меня привлекает в нем все без исключения. У меня не было родителей, которых я потерял во время Великой Отечественной войны. Государство мне их заменило. Дало мне два высших образования, профессию, высокую квалификацию, постоянную востребованность в профессиях – режиссерской, актерской и драматургической. Так что всем, что у меня есть, я обязан Советскому Союзу.[b]Депутат Мосгордумы Валерий СКОБИНОВ:[/b]– Наверное, я бы остановил свой выбор на том, чтобы вернуться на двадцать лет назад. Правда, с одним условием, чтобы у меня сохранился опыт сегодняшних дней. Я имею в виду жизненный и профессиональный опыт, который я приобрел за всю жизнь. Наверное, я многое сделал бы по-другому, в том числе в вопросах профессионального роста и карьеры. А чего никогда бы не стал менять – свою семью и отношения в ней. Здесь меня все устраивает. Все члены моей семьи по-своему уникальные личности и безмерно любимые мной люди.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.