Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Как Варавва апостолам пенял

Общество
В день, когда православный мир будет отмечать Пасху, на столичные экраны выйдет историко-биографическая драма «Варавва» российского режиссера Евгения Емелина.

Так случилось, что мне удалось увидеть фильм раньше премьеры: коллеги обратились с просьбой к нашей газете стать официальным информационным партнером картины.

Конечно, против такого предложения устоять трудно — премьера ожидается шумная, пройдет «Варавва» сразу по многим кинотеатрам. Но памятуя, что целый ряд картин — как отечественных, так и зарубежных, касающиеся библейских тем — был сделан по-варварски с точки зрения подачи христианских основ, захотелось сначала все-таки увидеть «просмотровку». И хорошо, что захотелось: отторжение уже с середины фильм вызвал серьезное. И дело даже не в том, что к известным историческим событиям создатели присовокупили собственные. Дело в том, что фильм напрочь извращает сам евангельский дух. А с этим уже как-то совсем трудно смириться. Думаю, что по поводу этой картины будет немало споров.

Конечно, найдутся те, кто скажет, что в кинопроизведении, сюжет которого пляшет вокруг исторической темы, в хроникальные лакуны всенепременно надо втискивать выдуманных персонажей. Для пущего эффекта... Конечно, найдутся люди эрудированные, которые припомнят, что даже Федор Михайлович Достоевский в своем письме писал, что литературная основа не может быть механически перенесена на почву смежных искусств. И значит (Евангелие ведь тоже в каком-то смысле — литературная основа) дорабатывать надо текст с точки зрения режиссерского сценария.

Хотя, у истинно православного человека от такой перспективы, наверное, волосы не только дыбом встанут, но и выпадать начнут.

Не буду спорить с тем, что применительно к романам Достоевского литературную основу можно при переложении в киносценарий и поменять слегка, хотя, сколько помнится, при подобных попытках, предпринятых тем же Владимиром Хотиненко на съемках «Бесов» такой вой поднялся, что мама, не горюй!
Но насколько, скажите, подобное «творчество» применимо к Евангелию?!

Как Варавва апостолам пенял «Варавва» — историко-биографическая драма российского режиссера Евгения Емелина / Кадр из фильма «Варавва»

Именно здесь, как мне кажется, чутье создателей картины и подвело. Подвело настолько, что они из разбойника (а во всех четырех Евангелиях четко обозначено, что Варавва был убийцей), сделали симпатичного парня — сильного, романтичного, метущегося. Евгений Емелин признается, что мечтал в своем фильме показать путь трансформации человека — от убийцы до христианина, обретшего гармонию и веру. Только вот в результате этот убийца оказался преподнесенный в фильме, словно мститель с Красной Пресни. Чего стоит одна только сцена, когда Варавва — вчерашний преступник, избежавший казни лишь благодаря празднику Песах, во время которого его и отпустил на свободу Пилат — гневно обличает Апостолов в том, что они предали Христа. А они — Апостолы — стоят перед Вараввой, словно нашкодившие школьники. Понурые и с повешенными головами.

Да и в убийстве, которое Варавва совершил, согласно мысли автора фильма, вроде бы виноват и не он вовсе. Все дело — в коварной женщине! Сбила с пути Варавву восприемница Евы-прародительницы! А с мужика-то, какой спрос? Слабое он существо, безвольное, безответственное! Тема покаяния героя как-то тихой сапой отошла на второй план, а сам Варавва, шаг за шагом в своих «духовных» поисках, вознесся до каких-то неземных высот. И вот уже нет ему на земле, по которой ходил Иисус, равных, потому и беседовать он теперь может о Боге только с загадочным человеком, который одновременно служит и учителем, и экскурсоводом по новой жизни. Зритель до последнего кадра гадает, кто же этот загадочный брутальный мачо, который взял на себя функции провидца, свысока пестующего Варавву. И в конце выясняет, что это один из тех самых волхвов-царей, которые явились к месту рождения Христа в Вифлеем (еще одна творчески заполненная режиссером историческая лакуна). Правда ведет этот персонаж себя так менторски-назидательно, что больше напоминает беса, вынырнувшего из горделивого подсознания Вараввы, чем волхва-мудреца..

И что уж совсем обидно, так это то, что с точки зрения актерских работ, качества изображения и самой режиссуры, фильм сделан добротно. Что еще более опасно, поскольку за красивой оберткой всегда сложно разглядеть опасную и вредную игрушку. Вредную, с точки зрения спасения человеческой души. Ну, а на вопрос «стоит этот фильм смотреть или не стоит», лучше всего отвечает изречение Апостола Павла о том, что христианину «все позволительно, но не все полезно».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.