Частнику невыгодно
В России частное лицо не сможет содержать кладбище, это изначально планово-убыточное предприятие. Очевидно, что речь идет об объекте, который не производит никаких материальных благ для своего обеспечения: ресурсы берутся из живого мира. Например, на Западе примерно 50 процентов кладбищ действительно частные. И стоимость похорон там соответствующая: в Соединенных Штатах захоронение одного умершего обходится в среднем в 10 тысяч долларов, в Германии — около девяти, во Франции доходит до восьми. Для сравнения: предать человека земле на российском кладбище сейчас можно в среднем за 250 долларов.
О чем это говорит? Конечно, о грядущем увеличении стоимости похорон примерно в 10–20 раз. Если бы еще наши зарплаты и накопления росли с такой же скоростью, то вся эта система могла бы функционировать. Но в стране кризис, и продолжается он долго. Половина нашего населения погрязла в кредитах. Количество похорон за государственный счет каждый год увеличивается на 15–18 процентов. И такая тенденция сохраняется уже более пяти лет.
Я полагаю, что, скорее всего, места на кладбище будут продавать или сдавать в аренду платежеспособному потребителю. А что произойдет, если через 10 лет он лишится возможности платить? Умерших будут выкапывать? Вспомните, как мы приватизировали квартиры: жилье не было оформлено в собственность, но людей никто не выселял. Ведь у каждого должно быть место жительства. А сейчас человека могут выставить на улицу за долги. Аналогичным образом начнут «выселять» и умерших? Но самое главное то, что инициатива создания частных кладбищ расходится с поручением президента Владимира Путина Минстрою России. Он призывал организовывать платные места для захоронений только на вновь создаваемых коммерческих кладбищах. Ни о каких частных погостах речи не было. Поясню, коммерческие — это те, на которых берут плату за места, и они не обязательно должны быть частными.
В будущем все это может повлечь за собой такой сценарий: частник — оператор кладбища — соберет деньги и в любой момент уедет куда-нибудь за границу. А земля останется. И кто будет ее содержать? К слову, сейчас в регионах России около 25 процентов погостов оказались бесхозными. И нам приходится обслуживать эти территории, ведь на них покоятся наши предки. А что еще остается? Сносить? Тогда поколение наших детей вообще забудет, что такое цивилизованное общество.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Бизнес — это всегда хорошо
Антон Шабанов, экономист
Любое развитие бизнеса для нашего государства — это всегда хорошо. Такие вещи всегда обозначают дополнительные поступления в бюджет (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции