Город

Ни жив, ни мертв

Ипотека, висящая тяжким грузом на населении, стала играть огромную роль в потреблении, констатируют ретейлеры и советуют маркетологам учитывать теперь не только возраст и доходы потенциального покупателя, но и означенный груз.

Такой алгоритм был предложен на недавнем форуме по торговой недвижимости, проходившем в Москве. Если раньше мы тратили в магазинах львиную часть своего дохода — 80–85 процентов, то сейчас многие россияне сначала отдают половину заработка банку за ипотеку и лишь потом идут в магазин с тем, что осталось. «Средний класс не умер, — констатировали эксперты, — он взял ипотеку». И доля серьеза в шутке, конечно, есть.

Так, по данным на 2017 год, ипотеку тогда выплачивали 4,5 миллиона человек. Более поздней статистики найти не удалось, но можно прикинуть. Как сообщала «ФинЭкспертиза», в 2018-м было оформлено 1,48 миллиона ипотечных займов, нынешний год тоже чего-то да добавил… В общем, армии плательщиков явно прибыло. И этой армии не до транжирства. Армия вовсю практикует бережливое потребление, подходя к покупкам крайне рационально — только необходимое, экономичное и желательно недорогое. Собственно, об этом говорит и нынешняя ситуация в ретейле: популярность гипермаркетов который год падает, посещаемость дискаунтеров и магазинов у дома растет. Народ избегает дворцов торговли с их неохватными тележками, потому что каким бы стоиком ты ни был, а за счет стихийных покупок лишнюю тысячу-другую в магазине да оставишь.

Как будут учитывать ипотечную кабалу маркетологи от торговли, можно только гадать. Может, предоставят скидки всем предъявившим на кассе банковский договор. Или соберут «Продуктовый набор ипотечника» — для сидящих на голодном пайке плательщиков. Ясно одно: на супертраты этот клиент в большинстве своем уже не пойдет.

Как будут учитывать ипотечную кабалу маркетологи от торговли, можно только гадать Фото: pixabay.com

Недавно знакомая, чья семья три года назад влезла в ипотечное ярмо, поделилась лайфхаком. Оказывается, если покупать губки, порошок, жидкость для посуды и прочую мелочевку в известной сети с фиксированной ценой, можно очень сильно сэкономить. Я только грустно улыбнулась — три года назад о существовании этого магазина она даже не подозревала.

И ее можно понять. Ведь в российских кредитах не так страшен сам он, сколько проценты по нему. А наши считаются одними из самых высоких в мире (третье место после Украины и Белоруссии). Да и выплаты нам даются тяжелее, потому как 2-процентная ипотека на Западе по тамошнему среднему классу с их доходами ударяет не так сильно, как наша — по нашему.

Стоит ли удивляться, что класса этого у нас уже днем с огнем поискать: по итогам прошлого года доля россиян, которые относят себя к среднему классу, сократилась до 47 процентов (в 2014-м таких было 60 процентов). При том, что «считать себя» и «являться» — две большие разницы. Например, лет шесть назад Институт современного развития подсчитал: чтобы относиться к среднему классу, месячный доход на каждого члена семьи должен составлять 2–2,5 тысячи долларов (128–160 тысяч рублей по нынешнему курсу), в семье должны быть две машины и как минимум по 40 квадратных метров жилья на нос. Если учесть, что среднестатистический метраж, покупаемый сейчас в ипотеку (данные по Москве) — 52 квадратных метров, даже после выплаты всех платежей, счастливые обладатели жилья вряд ли смогут попасть в разряд среднего класса. Так все-таки, получается, умер?

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER