Целую неделю в Сочи задавали жару Юрий Башмет и его команда
Юрий Башмет прилетел в Сочи прямо из Ванкувера, где за два дня до начала сочинского фестиваля он вместе с ансамблем «Солисты Москвы» открывал культурную программу зимней Олимпиады. Как себя чувствовал лауреат престижной премии «Грэмми», всемирно известный альтист и дирижер после двадцатипятичасового перелета, объяснять не надо. Тем не менее прямо из аэропорта маэстро приехал на встречу с журналистами, терпеливо ожидавшими его в фойе Зимнего театра.– Дорога была очень тяжелая. И я прошу прощения за две вещи: я опоздал и не успел побриться, – сказал музыкант.Журналистов, прежде всего, интересовало, каков настрой у нашей сборной.– Спортсменов повидать не удалось, но меня больше всего удивило полное отсутствие даже намека на снег. Мы открывали там не только культурную программу Олимпиады, а неделю Сочи в Ванкувере, – уточнил Юрий Башмет. – И когда местные журналисты меня спросили: «Вы что же, приехали забирать у нас Олимпиаду?», я сказал: «Это будет чуть позже, а пока мы забираем у вас культурную программу и перевозим ее в Сочи».Это не просто красивые слова. Третий год подряд артистический директор Зимнего международного музыкального фестиваля и посол сочинской Олимпиады Юрий Башмет привозит в этот черноморский город знаменитых музыкантов со всего света. С его легкой руки все больше артистов вовлекаются в олимпийский процесс, и сочинский фестиваль уже называют культурной Олимпиадой.[b]Алексей РЫБНИКОВ, композитор:[/b][i]– Сочинский фестиваль – это одно из интереснейших событий в музыкальной и культурной жизни России. Сейчас невозможно представить, чтобы такой город с таким замечательным театром и концертным залом не имел ничего похожего на фестиваль Башмета. А учитывая, что здесь будет Олимпиада, то это, конечно, привлекает особое внимание мировой общественности к этому событию.[/i]Благодаря авторитету и неуемной энергии маэстро фестиваль год от года поднимает планку художественного уровня. Вот и в этом году «народный альтист России» сумел привлечь в столицу Олимпийских игр 2014 года целую россыпь российских и зарубежных звезд классической музыки. Слушатели получили возможность насладиться искусством выдающегося скрипача Вадима Репина (Россия), прекрасных пианистов Олега Майзенберга (Австрия) и Бориса Спасского (Швейцария), знаменитого итальянского флейтиста Массимо Мерчелли, молодой сопрано Анны Самуил, выступающей в крупнейших театрах Европы и США… С необыкновенным воодушевлением принимали сочинцы тех музыкантов, с которыми они уже знакомы по прошлогоднему фестивалю: Ксению Башмет, Алену Баеву.[b]Константин ХАБЕНСКИЙ, актер:[/b][i]– На мой взгляд, это блистательный фестиваль, а Юрий Башмет и как человек, и как профессионал своего дела – мастер высокого полета… Для меня огромное наслаждение и честь общаться и работать с ним на одной площадке, будь то репетиция, будь то выступление, потому что и там и там имеет место импровизация. И те комментарии, которые Юрий Абрамович делает в процессе репетиции, спокойно ложатся и на мою профессию драматического актера.Помимо удовольствия, я пытаюсь латать огромные пробелы в своем музыкальном образовании, совмещая приятное с полезным.[/i]В этом году заметно расширилась жанровая палитра фестиваля. В его программе наряду с симфоническими и камерными концертами обрели свое место и джаз, и театр, и балет. Сочинцы имели удовольствие насладиться творчеством известной джазовой певицы Нино Катамадзе.С огромным успехом прошли спектакли музыкального театра Алексея Рыбникова «Красная Шапочка» и «Юнона и Авось». Известный актер Константин Хабенский и ансамбль «Солисты Москвы» исполнили произведение Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте». Изюминкой фестиваля стал гала-концерт неподражаемой Ульяны Лопаткиной, которую называют иконой русского балета. Программа примы-балерины Мариинского театра была очень разнообразная – это и всем известный «Умирающий лебедь», и «Гибель розы» Лорана Пети, и миниатюры современных хореографов «Танго» и «Противоречие», в которых языком балета раскрываются сложные и зачастую непредсказуемые отношения мужчины и женщины.Балет – искусство элитарное, но оглушительные аплодисменты после каждого номера свидетельствовали о том, что публика по достоинству оценила высочайший уровень исполнительского мастерства самой загадочной из танцовщиц современности.[b]Ульяна ЛОПАТКИНА, прима-балерина Мариинского театра:[/b][i]– Приглашение Юрия Башмета участвовать в этом фестивале совпало с моим желанием чаще выступать в российских городах. Перед этим в Ванкувере у нас состоялось представление балета «Кармен» под музыкальное сопровождение Юрия Абрамовича. Он выступил как балетный дирижер. Концертный вариант оперы достаточно традиционный, а балет требует априори какого-то оформления. Наше же представление шло без декораций и кордебалета. Но эксперимент оказался очень успешным, зрители долгое время нас не отпускали.[/i]Зимний фестиваль подарил слушателям незабываемые впечатления. Залы, где проходили концерты, были переполнены.Сочинцы очень горячо принимали музыкантов, и музыканты во главе с Юрием Башметом старались доставить удовольствие слушателям. Сам маэстро трудился не покладая рук: дирижировал сразу двумя коллективами – камерным ансамблем Солисты Москвы» и симфоническим оркестром Новая Россия », солировал, участвовал в благотворительных мероприятиях, проводил мастер-классы.Ярким событием стал концерт Юрия Башмета на горнолыжном курорте Красная Поляна, где люди, приехавшие покататься на лыжах, получили возможность не только послушать музыку в исполнении всемирно известного альтиста, но и пообщаться со знаменитым музыкантом.Организаторы сочинского музыкального марафона – Юрий Башмет и «Русское концертное агентство» – полны решимости и впредь максимально расширять фестивальные рамки. В их планах на будущее премьеры новых произведений, открытие художественных и фотовыставок, проведение дней национальной культуры, презентации народных инструментов, развитие фестивального туризма, организация музыкального круиза…Синтез различных видов искусств в рамках одного фестиваля – это замечательная идея. И в этом смысле сочинский музыкальный форум является своеобразным прологом не только к спортивным соревнованиям 2014 года, но и к большой, разнообразной и богатой событиями культурной программе будущей Олимпиады.[b]Юрий БАШМЕТ, арт-директор сочинского фестиваля:[/b][i]– Я доволен тем, как все происходило в этом году.Если сравнить третий фестиваль с первым – то он очень окреп. Фестиваль, как и предполагалось, получился разножанровый, был и джаз в исполнении Катамадзе, и театр Рыбникова, и балет Ульяны Лопаткиной, и наши концерты… И в каждом концерте были какието открытия, достижения.Нас поддерживает и российское правительство, и сочинская администрация, и банк МДМ, и компания БМВ… И я думаю, что мы будем расти вширь и вглубь.Наш фестиваль так подогреет температуру в обществе, что на момент Олимпийских игр сочинская культурная программа уж точно будет круче культурных программ всех прежних Олимпиад.[/i]…Финальным аккордом стал заключительный концерт фестиваля. По программе им должен был дирижировать выдающийся польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. Из-за болезни он не смог прилететь, и тогда за дирижерский пульт встал Юрий Башмет.Оркестр «Новая Россия» под руководством маэстро исполнил Пятую симфонию Бетховена. А когда стихли аплодисменты, посол сочинской Олимпиады вновь взял свой прославленный альт, и зазвучала чарующая музыка Б. Бартока…[i]Сочи–Москва[/i]