Умный город: какой будет Москва в будущем
24 апреля в «Экспоцентре» в рамках конференции IoT Tech Spring 2019 обсуждали, какое будущее ждет горожан. Для тех, кто не в курсе: IoT (Internet of Things, интернет вещей) — это новая стадия развития Интернета, на которой в Сеть выходит больше предметов, чем людей. В эту фазу человечество благополучно перешло в 2008 году и довольно быстро поняло, что мир уже никогда не будет прежним. Поняли это и у нас, утвердив два года назад федеральную программу «Цифровая экономика».
А в конце марта этого года в рамках программы была разработана концепция построения узкополосных сетей связи и интернета вещей на территории РФ, то есть от широких мазков перешли уже к конкретному прописыванию деталей. По сути, речь идет о возможности превратить каждый населенный пункт страны в оазис технологий — с умным ЖКХ, умным сельским хозяйством, умными заводами, энергетикой, школами, больницами и так далее. Что это значит, москвичам объяснять не надо — мы в таком городе живем уже не первый год: отслеживаем по мобильнику прибытие нужного троллейбуса, не заморачиваемся снятием данных с электросчетчиков (без нас все отправляют), записываемся, не выходя из дома, к врачу, парой тычков в мобильник вызываем такси и так далее. Интересно, что главными «лоббистами» интернета вещей у нас в стране сейчас выступают отнюдь не разработчики, а органы власти. Потому как, например, умное коммунальное хозяйство (как и транспорт, энергетика, образование и т.д.) — по определению хозяйство прозрачное, то есть возможностей для освоения бюджета мимо кассы у заинтересованных лиц практически не остается.
Тормозом на пути тотальной оцифровки городской жизни выступает вопрос финансирования. Большинство таких проектов осуществляется либо за счет бюджета (города, области, страны), либо за счет отдельных спонсоров-энтузиастов. Айтишники могут, например, создать систему умных светофоров, которая вполовину сократит количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах. Но кто, почувствовав экономический эффект от этого, за нее заплатит? ГИБДД или Минздраву, например, прямой выгоды от этого нет.
— И таких проектов с непонятной окупаемостью в интернете вещей — большинство, — сетует Александр Романов, директор проектов цифровой экономики одной из телекоммуникационных компаний. — Пока не будут разработаны ясные механизмы их финансирования, они так и останутся на уровне «пилотов».
Понятно, что в нарождающейся отрасли хватает и других, узкоспециальных, проблем. Это и качество оборудования, и полный хаос с цифровыми стандартами (это не мы безалаберные — просто весь мир пока не определился), и возможность обновления программного обеспечения, и вопросы безопасности. Последние, кстати, вопиют все сильнее: в этом году впервые в истории затраты ИТ-индустрии на разработку цифровых новаций и безопасность сравнялись. Так что впереди у участников рынка — непочатый край работы. Посмотрим, что из этого выйдет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Эдуард Лысенко, глава Департамента информационных технологий города Москвы:
— Информационные системы столицы помогают москвичам решить насущные проблемы. В числе значимых площадок — «Московская электронная школа», Единая медицинская информационно-аналитическая система, автоматизированная система учета потребления ресурсов и другие.