Перенос премьеры «Мстителей» не помог российскому фильму «Миллиард»
Исключением не стал и перенос релиза «Мстителей» с целью обеспечения зеленого света российской картине «Миллиард» с артистом Владимиром Машковым в центральной роли. Фильм, который задумывался как российский вариант «11 друзей Оушена», особым успехом у зрителей не пользуется.
Впрочем, речь сейчас не о частном, то есть не конкретно о «Миллиарде», речь о принципе.
Конечно, Минкульт постепенно учится на своих ошибках и, не желая попадать в очередной скандал, защиту российского кино осуществляет все тоньше раз от раза. Например, в прошлом году «Войну бесконечности» передвигали с 3 на 11 мая, чтобы пропустить вперед российскую военную драму «Собибор», сделанную ко Дню Победы. Тогда, помнится, шум поднялся громкий, кинотеатры недвусмысленно выразили недовольство. Что в итоге? В итоге «Мстителей» вернули на прежнюю дату, но на 9 Мая кинотеатры России (мы нашли-таки лазейку) крутили только отечественное кино. Оказалось, что российский зритель не всеяден. Он собирался смотреть «Мстителей» и на подмену не согласился. Просто развернулся и ушел из кинотеатров. И «Собибору» лазейка не помогла — его сборы остались на прежнем уровне, а вот кинотеатры лишились части дохода.
Министерство культуры тем временем продолжало пробовать новые схемы защиты отечественного кинематографа. В начале этого года мы видели его изящный пируэт с перемещением сроков выхода двух мультфильмов — бельгийского «Королевского корги» и российского «Гурвинека». Все было сделано вроде бы по закону, но только вот частные кинотеатры, рисковавшие потерять без зарубежного фильма порядка 100 миллионов рублей, просто объявили бойкот российской картине. «Гурвинек» в итоге вышел ограниченным экраном и провалился в прокате.
Негативный опыт — хороший учитель. Теперь Минкульт — стреляный воробей — понял, что лишний шум никому не нужен, что с кинотеатрами нахрапом действовать нельзя. Лучше уж договариваться заранее. В итоге в марте было достигнуто некое соглашение о том, что Ассоциация владельцев кинотеатров (а это тысяча залов в России, включающих крупнейшие сети «Синема Парк» и «Формула кино») будет поддерживать в прокате десять отечественных фильмов в год. Но это должны быть фильмы широко рекламируемые, и о премьере надо договариваться не менее чем за полгода.
Ну и на фоне этого «Мстителей» вроде бы полюбовно сдвинули ради второй недели проката «Миллиарда».
Но оказалось, что ни помощь Минкульта, ни агрессивная реклама на ТВ, ни скандалы в конечном итоге не обеспечивают ожидаемых сборов, если фильм слаб. А «Миллиард» слаб. Стоило ли суетиться?
Стоило! Потому что негативный опыт — тоже опыт!
«Миллиард» — криминальная комедия Романа Прыгунова, рассказывающая об авторитарном банкире, отце нескольких незаконнорожденных детей. Ни одного из них он не видит своим наследником. Но когда деньги у героя отбирают, то выясняется, что вернуть их можно только с помощью этих самых детей, причем ограбив бывший собственностью банк. Сюжет ничего не напоминает? Но только вот от американской комедии про друзей Оушена фильм Прыгунова отличают достаточно беспомощный сценарий, слабо прописанные образы и, как следствие, картонность персонажей, сыгранных неплохими артистами. В этом фильме, в отличие от американского, нет остроты, а главное — иронии. Типажи — хакер, бульдозерист, психолог, гопник — так и остались типажами, не приобретя объемность характеров. А зрителю так и не удается разгадать загадку: зачем искушенный жизнью бизнесмен, съевший собаку на том, с кем и как вести дела, берет эту сомнительную гоп-компанию на дело всей своей жизни?
Жанр криминальной комедии — один из самых сложных: он требует не просто удерживать внимание, но еще и умения вызывать смех. А это особое искусство. Потому что бывает так, что на площадке смешно, съемочная группа хватается за животы, а на экране плоско и вяло. Неслучайно в советские времена на съемки комедии отпускалось пленки в четыре раза больше, чем на съемки фильмов других жанров.
Но вернемся к Минкульту и его усилиям. Любопытно, что суета того же министерства по расчистке пространства вокруг фильма «Движение вверх» зримо доказала, что хорошей картине этих костылей в общем-то и не нужно. Интерес к отечественным спортивным драмам в обществе так высок, что когда бы «Движение вверх» ни вышло, оно все равно свою кассу бы собрало, став самым успешным в финансовом отношении фильмом года. Это обстоятельство тоже требует осмысления. Так что, может быть, стоит остановиться на другой формуле: не мытьем, так качеством.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции