Воскресенье 26 мая, 06:05
Дождь + 15°
Город

«Не тестировали в воздухе»: авиаконструктор объяснил, почему Superjet 100 не должны были эксплуатировать

Главной причиной аварии специалист считает конструкторские недоработки Sukhoi Superjet 100
Фото: АГН «Москва»
Главной причиной аварии специалист считает конструкторские недоработки Sukhoi Superjet 100
Фото: АГН «Москва»

После происшествия с самолетом Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево были выдвинуты две версии произошедшего. Согласно одной из них, причиной отказа бортового оборудования стала попавшая в самолет молния. Авиаконструктор рассказал «Вечерней Москве» о том, могла ли молния повредить электронику, а также поделился своей версией причины катастрофы.

ЗАЩИТА ОТ МОЛНИЙ 

Председатель Совета директоров ООО «Русская инженерная компания» Сергей Исаков объяснил, что попадание молний в самолеты — это не редкость.

— Можно сказать, что каждые несколько секунд в разных точках планеты самолеты становятся мишенями для молний. Но мировое и отечественное авиастроение эту проблему давным-давно решило. Уже около 70 лет самолеты оборудованы защитой от разрядов, — заявил спикер.

По словам эксперта, от попадания молний страдают в основном радары.

— Но при современном уровне защищенности самолетов это слишком незначительные отказы, которые не могут привести к аварии. Обычно в таких случаях пилоты разворачиваются и штатно приземляются, а если на борту возникает пожар, то его тушит автоматика или экипаж в ручном режиме. Такое бывает часто, и пассажиры иногда даже не успевают понять, что произошло возгорание.

Жертвами возгорания стали 41 человек из 78 пассажиров и членов экипажа Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

РАБОТА ТЕХПЕРСОНАЛА И ЭКИПАЖА

Перед взлетом самолет в обязательном порядке проходит технический осмотр, чтобы эксперты смогли выявить и устранить возможные неполадки. Однако Сергей Исаков утверждает, что в случае с Sukhoi Superjet 100 предсказать аварию было невозможно.

— Я уверен, что предполетный осмотр прошел штатно. Иначе он бы просто не поднялся в воздух. Тем более, что самому самолету полтора года, это вообще не срок. В апреле он прошел проверку на соответствие регламенту.

Исаков высоко оценил работу экипажа воздушного судна.

— Пилоты сделали все правильно: запросили посадку, обнаружив неисправность, и посадили самолет. Причина жесткой посадки, скорее всего, в том, что она вынужденно проходила на повышенной скорости, и шасси не выдержали.

НЕДОСТАТКИ КОНСТРУКЦИИ

Главной причиной аварии Исаков считает конструкторские недоработки Sukhoi Superjet 100. По его словам, запускать эту модель в эксплуатацию было нельзя. 

— Когда разрабатывается новая модель самолета, для его деталей создается единый математический алгоритм работы. У каждой модели он разный, и типичные отказы, которые встречаются во время полетов, у самолетов отличаются. В случае же с Superjet никакого единого алгоритма не было. Его конструкторы взяли несовместимые части от разных производителей. По отдельности — это высококачественные изделия, но в едином комплексе они нормально работать не могут, — объяснил авиаконструктор. 

Эксперт рассказал, как самолет получил сертификат, позволяющий полеты в России.

— Правил сертификации существует три типа: FAR (американская), JAR (европейская) и наша, самая жесткая, АП-25. Российские правила отличаются тем, что все испытания проводятся натурно, заменять компьютерной отработкой, как это делается на Западе, нельзя. Как получил сертификат этот самолет, я не знаю, выпускать его в небо было просто нельзя, он бы не прошел необходимые летные испытания. Поэтому сначала он получил JAR, а потом, поскольку отечественный Межгосударственный авиационный комитет, выдающий сертификаты, признает в том числе зарубежные, Sukhoi Superjet 100 завоевал право на перевозку пассажиров, — объяснил специалист.

Трагедия на борту самолета Sukhoi Superjet 100 случилась вечером 5 мая Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Недостаточно тщательные проверки, по мнению эксперта, стали причиной трагедии.

— У Superjet, скорее всего, не сработала автоматическая система пожаротушения и не отключилась подача топлива, которая помогла бы избежать возгорания. Натурные испытания могли бы поспособствовать выявлению этого недостатка, но их не было. Самолет не тестировали в воздухе. Например, когда я руководил разработкой самолета Ту-204, мы два года подряд проводили испытания, чтобы выполнить требования регламента АП-25, — резюмировал Исаков. 

СПРАВКА

Трагедия на борту самолета  Sukhoi Superjet 100 случилась вечером 5 мая. Судно, следовавшее по маршруту Москва — Мурманск, было вынуждено совершить аварийную посадку в Шереметьеве из-за пожара, начавшегося на борту. Жертвами возгорания стали 41 человек из 78 пассажиров и членов экипажа

Читайте также: Врачи сообщили подробности о пострадавшей в Шереметьеве

Главной причиной аварии специалист считает конструкторские недоработки Sukhoi Superjet 100
Фото: АГН «Москва»

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER