Умер Сергей Доренко. Журналист, никогда не уходивший с поля...
Смерть — всегда шок. Доренко погиб 9 мая. Праздничный день, ничто не предвещало беды: он был бодр, деятелен, ехал на мотоцикле, который обожал. А потом сердце... Знаменитому теле- и радиоведущему стало нехорошо, он упал с мотоцикла и скончался, не приходя в сознание в больнице. Шок. Поверить трудно, невозможно. Но все это так...
Сергей Доренко... Для журналистики нашего времени — знаковое имя. Неоднозначный, часто и много критикуемый, острый, с позицией, которая нравилась далеко не всем, да и сменена была неоднократно. Сергей Леонидович Доренко всегда заставлял говорить: одних раздражал, других восхищал, умело провоцировал скандалы, стычки и везде, где бы ни появлялся, гарантировал шум. Он был очень ярким человеком и, конечно, одним из самых ярких журналистов последнего 20-летия века ушедшего и 19-летия века нового. Все, что происходило и с ним, и с его программами, было своего рода отражением происходящего в стране. Доренко, как личность, кристаллизовал в себе и переменчивость эпохи, и ее взлеты, и падения, и ее экстремумы. И все это шло от одного — от неравнодушия и внутренней активности, от желания участвовать во всем происходящем, а не отсиживаться в стороне.
Когда-то давно, когда наше телевидение начало меняться, Сергей Доренко стал его лицом. Он, в отличие от дикторов советской поры, в кадре не был беспристрастным: комментировал события, окрашивая их своим личным отношением, позволял себе мимические реакции — от характерного подъема бровей и игры глазами до острой голосовой расстановки акцентов.
В каком-то смысле журналистика последних десятилетий вообще делится на «антидоренковскую» и «доренковскую». Единственное, что однозначно абсолютно, — заблуждаясь, ища свои пути, раздавая оплеухи оппонентам, Доренко всегда отстаивал то, во что верил в данный момент, и делал это последовательно и жестко. А когда внутренние перемены происходили в нем самом, верил в новые сделанные им открытия. Он был монолитом, внутри которого бурлили очень непростые, неоднозначные процессы, случались острые перемены и смены курсов. Но он был личностью.
...Сергей Доренко родился в Керчи и в октябре этого года готовился отмечать юбилей — 60 лет. Правда, он не выглядел на свой возраст и работал с таким драйвом, с каким могут работать не все молодые... Семья его в детстве много переезжала: отец — военный летчик, мама — библиотекарь. Они естественно возили сына с собой, так что он бесконечно менял школы. В результате аттестат зрелости Доренко получил в физико-математической школе Волгограда, но пошел все же по гуманитарной стезе — поступил на историко-филологический факультет Российского университета дружбы народов Патриса Лумумбы. Так что один из самых ярких политических журналистов нашей страны был по профессиональному образованию филологом, преподавателем русского языка для иностранцев и переводчиком с других языков — с испанского и португальского.
Начинал он работать, кстати, именно как переводчик. Ездил с делегациями по миру, побывал даже экспертом товаров военного назначения. Ну а после службы в армии пришел на телевидение. Дата 1 апреля 1985 года стала поворотной в его жизни.
Вы помните «120 минут»? Это была одна из самых ярких информационных программ того времени. К ее выходу люди спешили к экранам! И во многом это было связано с присутствием в кадре именно Сергея Доренко — красивого, эффектного, умеющего весомо и убедительно говорить. А когда случился 1991 год, Доренко стал ведущим «Вестей» и политобозревателем ВГТРК. Все перемены, происходящие в стране, доносились до общества именно его голосом...
Долгие годы, занимая разные должности, Доренко оставался верен ТВ. Корреспондент CNN, директор службы информации МНВК (ТВ-6), ведущий программы «Версия» на ОРТ и позже на НТВ — вскоре он стал первым заместителем главного продюсера дирекции информационных программ, автором и ведущим аналитической программы «Время». Тогда окончательно оформился его экранный образ: при всем внешнем спокойствии он напоминал сжатую пружину, выдавал аналитику плотно, сжато и очень уверенно. Позже он из замов пересел в директорское кресло и получил пост заместителя генерального директора ОРТ, оставаясь ведущим «Времени». При этом Доренко никогда не уходил с поля. Даже, что называется, при должностях ездил в горячие точки, причем по поводу всех происходящих событий также занимал очень жесткую позицию, которая нравилась далеко не всем. Да и как ведущий «Авторской программы Сергея Доренко» он отличался жесткими суждениями. Кроме того, Сергей прославился скандальными историями, каждую из которых объяснял принципиальностью свой позиции. Так, в 2001 году долго обсуждалась шумная история о наезде Доренко на мотоцикле на капранга Главного штаба ВМФ РФ Валерия Никитина. История была столь резонансной, что Доренко грозил срок до восьми лет, но благодаря заступничеству Игоря Сечина срок скостили до четырех лет условно...
Поиски истины у Доренко всегда были обсуждаемыми и вызывали в обществе и среди его коллег бурный резонанс. Вот он принципиально вступил в КПРФ. Вот вышел оттуда. Тоже принципиально... Но, с другой стороны, а если и было так?
Доренко прославился как ведущий программы «Разворот» на «Эхе Москвы», стал главным редактором радиостанции «Русская служба новостей» и ведущим программы «Подъем». А потом в каком-то смысле вновь вернулся к телеформату, открыв на YouTube свой видеоблог. И все последние годы работал на радиостанции «Говорит Москва». И все его выходы в эфир всегда были яркими, всегда обсуждались, вызывали споры.
...Его голос по радио невозможно было не узнать. Иногда он был чрезмерно резок. Порой позволял себе невероятные вещи. Так, например, после рассказа Доренко о состоянии здоровья Евгения Примакова последний вышел из президентской гонки, за что язвительные коллеги прозвали Доренко «телекиллером».
Сегодня все вспоминается иначе. Сергей Доренко прожил яркую жизнь — это однозначно. И чудовищно несправедлива смерть столь ранняя, внезапная. Как больно сейчас его близким, какое горе переживают совсем еще не взрослые дети... Не будем заострять внимание на политических взглядах — все это осталось в прошлом. Признаем самое главное и очевидное: трагически закончилась жизнь очень яркого человека и большого профессионала. Журналиста с лицом, голосом и волей.
Будем помнить...