Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Итальянский ботаник доказал, что растения обладают сознанием

Общество
Джузеппе Арчимбольдо. «Флора», масло по дереву, 1591 (фрагмент)
Джузеппе Арчимбольдо. «Флора», масло по дереву, 1591 (фрагмент) / Фото: Джузеппе Арчимбольдо. «Флора»
Растения обладают сознанием: они могут видеть, слышать и издавать звуки, заявляет итальянский ботаник Стефано Манкузо.

Это придумал итальянец Стефано Манкузо — доцент Флорентийского университета, специалист по физиологии растений, глава Международной лаборатории нейробиологии растений, ведущий ученый по исследованию восприятия гравитации высшими растениями, автор более 250 научных работ. Ну то есть личность явно не самая маргинальная.

Однако то, к каким выводам он пришел в процессе изучения всевозможной зеленухи, должно шокировать любого мало-мальски честного вегана: растения видят, слышат, издают звуки, общаются, обладают памятью… В общем, претендуют на звание вполне себе интеллектуальных существ. Просто интеллект у них несколько иного свойства… 

Зеленый плагиат

Признавая, что существует масса определений этого качества личности, Манкузо остановился на следующем: «Интеллект — это способность разрешать проблемы». И как раз по этой части его зеленые друзья весьма преуспели.

Настолько, что новый компьютерный мир, которым мы так гордимся, уже создан по образу и подобию растительной жизни, считает итальянец. Главное отличие животных от растений, по его мнению, — это наличие ЦУПа, центра управления поведением.

У нас есть мозг, приказам которого подчиняются все остальные органы. Вырубите ЦУП, и все остальное быстренько придет в негодность. У растения такого центрального органа нет, поэтому и уничтожить его достаточно трудно — удалите 90% его организма, и оно все равно умудрится выжить. Компьютер устроен по принципу животного: процессор имитирует работу мозга, железо имитирует слух, зрение, память. Но вот интернет уже существует на растительных принципах, без всякой централизации.

«Вы не можете остановить что-то, у чего нет никакого командного центра, — пишет Манкузо, — и поэтому за такого рода организацией, которая основана на растительной модели, — будущее». Но это ладно, это все абстрактная теория.

А как там у растений с практикой? С тем самым «видят-слышат-общаются»? Пять лет назад в чилийских лесах обнаружили лиану Boquila trifoliata со способностью к мимикрии.

В принципе ботаника знает массу примеров такого рода подражания. Это и орхидеи, у которых цветки похожи на самок пчел настолько, что самцы кидаются к ним спариваться; и ядовитые грибы, прикидывающиеся съедобными; и ловушки насекомоядных растений, оформленные как самые невинные цветочки других видов… Но вот чтобы растение вело себя как натуральный хамелеон и даже круче... Ведь если одна и та же Boquila trifoliata оплетет сразу два разных дерева, на каждом из них она выпустит листья точь-в-точь как на опоре, то есть изменит не только окраску, как всем известная ящерица, но также форму, размеры, ориентацию в пространстве и даже воспроизведет их повреждения. Как это у нее получается, ученые пока не выяснили.

Есть предположение, что лиана каким-то образом улавливает химические вещества растения-опоры, ну и что-то такое непонятное с ними делает (так себе объяснение, прямо скажем). В лаборатории Манкузо тоже пытались найти механизмы этой таинственной способности Boquila trifoliata и пришли к довольно странному выводу: она... просто все видит.

«Как-то один мой слушатель-студент обзавелся пластиковым растением китайского производства с очень странными листьями, покрыл его совершенно безумным окрасом и использовал как поддержку для бокилы, — пишет Стефано Манкузо. — И бокила стала имитировать это китайское пластиковое растение, которого вообще в природе не существует! Значит, она видит поддержку, на которой растет».

Понятно, что с глазами в привычном нам всем понимании у лианы проблема. Но, возможно, предполагает Манкузо, «зеленое зрение» устроено совсем иначе.

И вспоминает немецкого физиолога растений Готлиба Хаберландта (между прочим, членкора нашей РАН), несколько статей которого были посвящены тому, что эпидермис листьев может фокусировать изображение в клеточных слоях, находящихся ниже. Кстати, именно Хаберландту принадлежит гипотеза, что из культивируемых клеток можно регенерировать целое растение — сейчас микроклональным размножением (получением в пробирке растений, генетически идентичных исходному) занимаются в промышленных масштабах. Это к тому, что, может, и со зрением немец не так уж и промахнулся?

Мы с тобой одной сети

А что там со слухом? Оказывается, если расположить рядом с растением источник звука в 200 герц, корни будут поворачиваться в его сторону.

Манкузо объясняет это тем, что именно такая частота у текущей или бегущей воды. Да что там вода, многие садоводы годами практикуют известную хитрость: сообщи переставшему цвести или плодоносить растению, что пустишь его под нож, и оно в большинстве случаев «возьмется за ум». Можно, конечно, списать на совпадение. Но слишком уж много таких совпадений набирается. С разговорами у них, похоже, тоже все в порядке. Например, корни постоянно издают звук, напоминающий «клик-клик-клик».

Причем делают это вне зависимости от того, в каком состоянии пребывают. Манкузо считает, что таким образом они определяют, где находятся соседи, чтобы разрастаться более-менее упорядоченно.

Впрочем, многие ученые считают, что способность к генерации звуковых волн объясняется не жаждой общения, а банальной нехваткой воды и кавитацией (когда в потоке жидкости образуются и схлопываются с гидравлическими ударами пузырьки). Но, как выяснилось не так давно, звуковые сигналы от растений могут быть довольно разнообразными и совсем не обязательно сопровождаются обезвоживанием и лопаньем пузырьков.

Например, Сюзанна Симар, профессор экологии леса Университета Северной Британской Колумбии (Канада), много лет изучала леса дугласий (хвойные деревья из семейства сосновых. — «ВМ») и пришла к выводу, что через корни все деревья в лесу соединены между собой в некую подземную систему вроде нашего интернета. И не только вовсю общаются, но и занимаются «благотворительностью». Так, одному из деревьев команда Сюзанны создала условия искусственной засухи (оно не могло впитывать влагу из почвы). Однако дерево благополучно жило — оказалось, его через общую корневую сеть подпитывали соседи… В ходе другого эксперимента лесоведы лишили дерево иголок и подсадили на него вредителей. Такого издевательства дерево не выдержало, но перед смертью отправило через сеть соседке-сосне большую «посылку» с углеродом. «Мы расценили это так: дугласия поняла, что погибает, и решила оставить ценные органические вещества в наследство подруге, чтобы напоследок помочь местной экосистеме», — объяснила послание Сюзанна.

В одной компании с горшками

Довольно неплохо обстоят дела у зеленых насаждений и с соображалкой. В лаборатории Манкузо периодически распыляли рядом с корнями растений какую-нибудь ядовитую гадость, и всякий раз корни дружно разворачивались, куда надо. Правда, один корень в эксперименте пошел против системы и развернулся в сторону отравы — то ли исследователь попался, то ли суицидник, то ли просто оказался туповат. Манкузо считает, что последнее: «Такая реакция означает, что она — результат решения. Просто есть глупые корни, которые принимают неправильные решения, — и это прекрасно!» А вот головоломки итальянская флора щелкает как белка орехи. Например, маис и кукурузу группа Манкузо загоняла во всевозможные лабиринты, и всякий раз выход находился безошибочно.

Причем ни одно растение (в отличие от животных) ни разу не выбрало неправильный коридор — все шли к выходу, как будто знали этот лабиринт как дом родной. Да и на память растючка, оказывается, не жалуется. Несколько лет назад итальянцы решили повторить давний эксперимент французского ботаника Рене Дефонтена (1750–1833).

Как-то он поручил своему студенту проехаться в коляске по Парижу в компании с мимозой стыдливой. Если кто не знает, такое прозвище ей дали за то, что малейшее прикосновение или другое резкое воздействие на ее листочки заставляет мимозу их складывать.

Горшков с мимозами в коляску напихали изрядно — задачей студента было внимательно следить за всеми растениями и тщательно записывать, когда и при каких обстоятельствах каждое из них складывало листья.

Асфальта в те времена Париж не знал, коляска тряслась по булыжным мостовым, как припадочная, бедный студент в лихорадке строчил в блокнот свои наблюдения, пока не случилось странное.

Через какое-то время сначала одна мимоза, потом еще две, потом сразу пять начали, несмотря на тряску, расправлять листья. «Они просто привыкли!» — сделал вывод потрясенный студент. А может, просто обессилели, решили последующие поколения ботаников.

Разобраться в этом и захотел Стефано. Карету в эксперименте он, конечно, не задействовал — просто собрал агрегат, который имитирует такого рода движение. Узнать он хотел две вещи — действительно ли мимоза способна распознавать неопасное раздражение и сможет ли она из двух разных воздействий опознать уже знакомое. Итог был полностью по Дефонтену. После 7–8 повторов раздражений растения действительно переставали складывать листья.

Тогда итальянец добавил к воздействию, уже знакомому мимозе, другое. И вся зеленуха дружно сложила листья. А вот старый способ продолжала воспринимать как безобидный. Такого рода издевательствам подвергли более сотни кустов, и всякий раз результат говорил о том, что мимоза помнила о безопасном воздействии. Более того, эту память она хранила в среднем 40 дней — срок довольно внушительный не только для растений, но и для некоторых видов животных! Как работает эта система запоминания у растений, пока непонятно. Но неутомимые ботаники не оставляют попыток это узнать.

Например, исследователи из Национальной лаборатории Лос-Аламоса задались вопросом, почему многие растения расцветают спустя строго определенное число дней после окончания холодов — как они понимают, что прошло нужное количество времени? Ученые обнаружили, что всему виной, вероятно, определенная последовательность РНК (COOLAIR). Если ее отключить, чувство времени отключается тоже.

Вполне возможно, что она же помогает мимозе запоминать и стрессовые воздействия. Биологи Массачусетского технологического института в Кембридже считают, что от амнезии растения спасают белки прионы.

А ученые из университетов Бирмингема и Ноттингема заподозрили в этом целый комплекс белков. В общем, над тем, что и как они там себе думают при полном отсутствии мозгов, сейчас работают самые разные группы биологов. И делают они это отнюдь не только из любви к зеленым насаждениям. Ведь такого рода исследования открывают нам новое и про нас самих.

Так что скажем спасибо флоре за то, что она помогает фауне разобраться в собственном устройстве. И лучше сделаем это вслух — где-нибудь в лесу, над грядкой или горшком с геранью. А вдруг и правда услышит? 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Хабургаев, натуралист:

— Безусловно, у растений тоже есть своя память, но тут сразу возникает вопрос, что мы с вами называем памятью. Дело в том, что у человека есть один грех — антропоморфизм, благодаря которому мы обожаем все очеловечивать. Начинается это еще в детстве, со сказок, где ромашка разговаривает с васильком, дальше идут всякие «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться» и так далее. Это порочный путь, потому что животные и растения не могут ощущать то же, что и мы. Но — могу покаяться — я тоже всегда разговариваю с растениями в своем саду. «Да, что-то вы, ребята, слишком близко к этому дереву подобрались, пора вас отсюда пересаживать…» — как-то так. Но я делаю это не потому, что отношусь к ним как к живым людям, а потому, что я себя таким образом контролирую, размышляю вслух, мне так легче работать... И уверяю вас, если бы подобные разговоры как-то влияли на растения, эту технологию давно бы уже внедрили в сельское хозяйство, то есть применяли бы массово. Ну а коль скоро этого не произошло, значит, не работает.

КСТАТИ

Международная группа ученых из США и Японии обнаружила у растений нечто, напоминающее нашу нервную систему. Как следует из опубликованной в Science работы, листья растений могут передавать друг другу сигналы бедствия. У нас клетки «общаются» с помощью особых веществ — нейромедиаторов. Нечто похожее делают и растения, только у них в процессе задействуются кальций и глутамат (соль глутаминовой кислоты), который играет важную роль и в нервной системе животных.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.