Глава профсоюза бортпроводников рассказала, как нейтрализуют авиадебоширов
Рейс WZ-307, следовавший из Москвы в Симферополь, вернулся в аэропорт вылета спустя 38 минут после начала полета из-за дебошира на борту, который «создавал опасность для себя и рядом сидящих пассажиров». Позднее самолет все же благополучно сел в Симферополе. Общая задержка рейса составила 3 часа 20 минут. Руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова рассказала «Вечерней Москве» о том, как нужно обезвреживать буянящих на борту и почему закон о возможности использования наручников не решает проблемы авиадебоширства.
— Мы стараемся всячески не доводить до рукоприкладства и нивелировать конфликт. Нет какой-то специальной инструкции, это просто рекомендации. Все, что мы делаем, идет из опыта и практики, но строго в рамках российского законодательства. Сначала делается устное предупреждение. Если пассажир не успокаивается, то делаем письменное предупреждение с подписью командира корабля. Дальше уже применяются меры нейтрализации — связывание. Все это делается с привлечением пассажиров. Мы должны их защищать и оберегать, но мы можем обратиться с просьбой. Так и прописано в Воздушном кодексе. Специальной веревки для связывания буйных нет, пользуемся подручными средствами. Рукоприкладства удается избежать, если экипаж смог перехватить назревание конфликтной ситуации между пассажирами или в отношении персонала, — говорит Борисова.
Напомним, ранее в первом чтении был одобрен законопроект, который дает экипажу самолета право нейтрализовать дебоширов в полете с помощью специальных средств. Согласно изменениям в Воздушный кодекс, пресекать противоправные действия можно будет, в частности, используя пластиковые наручники. Собеседница «ВМ» объяснила, почему негативно относится к этой инициативе.
— Мы резко реагируем на предложенный закон, потому что нет большой разницы, чем связывать нарушителя. Полотенцем, ремнем или наручниками. Это все равно придется делать бортпроводникам и пассажирам, а не профессиональным силовикам. Потому что нужно вводить законодательно сопровождение самолетов воздушными маршалами и в том числе заниматься профилактикой: не допускать продажу спиртных напитков в розлив в аэропортах, не допускать провоза алкоголя в ручной клади, выдавать его только по факту прилета. Мы еще говорим о том, что если уж наделять экипаж таким правом задерживания, то имеет смысл вводить право вето на отказ в перевозке. Если бортпроводник видит, что пассажир уже явно вызывает какие-то подозрения, и прогнозирует его опасное поведение, то просто отказывает, — подчеркивает руководитель Шереметьвского профсоюза бортпроводников.
Инициатива по выдвижению маршалов принадлежит МВД, об этом заговорили еще в 2014 году.
— «Аэрофлот» уже высказался, что содержать и оплачивать работу маршалов не намерен, так как это дорого. Но вот это и есть самая правильная идея, потому что такими вещами должны заниматься спецы по рукопашному бою, — подчеркивает Борисова.
Третий вариант, по словам эксперта, взять за основу практику израильских аэропортов, которые производят комплексный осмотр поведения пассажиров на всем пути следования с момента вхождения в зал аэропорта и до пути входа в самолет с тем, чтобы предупредить террористические акты.
— То есть если поведение пассажира вызывает подозрения или становится аффективным, то такого человека просто не допускают до самолета. У них стоит электронная система и еще работают специалисты-психологи, — рассказывает Илона Борисова.
Ранее эксперты туристического сервиса Aviasales составили портрет идеального авиапассажира, опросив членов экипажа российских авиакомпаний. По результатам исследования выяснилось, что больше всего бортпроводники ценят пассажиров, которые остаются на своих местах после посадки самолета, а не бросаются сразу доставать свои вещи с полки. Также членам экипажа нравятся, когда к ним вежливо обращаются по имени, не стоят в проходе во время разноса еды и напитков, возвращают поднос таким же аккуратным, каким его получили, а также тех, кто заранее готовит посадочный талон при посадке на борт. Самым же лучшим признан спящий пассажир.
Читайте также: Госдума пересмотрит регламент транспортировки ручной клади в самолетах