Потенциал у молодежи огромный, а вот опыта маловато
Наступило лето – пора солнца, отпусков и каникул, хорошего настроения и... студенческой сессии! Сейчас, когда у подавляющего большинства школьников начались каникулы, многие взрослые люди уже считают дни до поезда (самолета, теплохода... Господи, да просто до отдыха!), студенты выдают 150% КПД на зачетах и экзаменах, грезя, видимо, о той же самой вполне заслуженной передышке. Однако студенческая жизнь – это значит не только грызть гранит всевозможных наук, выступать за сборную факультета по волейболу и пить медовуху на Татьянин день. Самые активные студенты в перерыве между матанализом философией участвуют в студенческом самоуправлении.О работе студсоветов московских вузов и их перспективах журналисту «ВМ» рассказала [b]заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Ирина ВЕЛИКАНОВА [/b](фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).[b]– Ирина Яковлевна, Москву смело можно назвать городом студентов. Насколько развито в московских вузах студенческое самоуправление? Какие есть проблемы, с вашей точки зрения?[/b]– Действительно, студенчество столицы – это почти полтора миллиона молодых граждан, обучающихся в учреждениях не только высшего, но и среднего профессионального образования.Студенческое самоуправление – это инициативная и самостоятельная деятельность студентов в решении жизненно важных вопросов организации обучения, быта, досуга. Именно такое определение закреплено новой редакцией Закона города Москвы «О молодежи», принятой Московской городской думой в сентябре прошлого года.Студенческое самоуправление рассматривается не только как часть общей системы управления учебно-воспитательным процессом в высших и средних учебных заведениях, который максимально учитывает интересы и потребности студентов, но и как элемент гражданского общества. Нельзя не сказать и о том, что участие в общественной жизни вуза дает огромные возможности для самих молодых людей, для подготовки коммуникабельных, умеющих работать в команде, способных к самостоятельным решениям профессионалов. Безусловно, выпускники, прошедшие такую школу, более конкурентоспособны на современном рынке труда.Нужно сказать, что в 90-е годы, когда исчезли многие общественные институты высшей школы, перестали работать комсомольские организации, много делавшие тогда в плане учебно-воспитательной работы, в жизни вузов образовался своеобразный вакуум. Первый положительный импульс в возрождении студенческих советов появился в конце 90-х годов, когда распоряжением Юрия Лужкова был создан Московский студенческий центр. Он стал лидирующей городской организацией по комплексной работе с московским студенчеством. А в 2002 году уже был создан Межвузовский студенческий координационный совет, который сумел объединить представителей различных структур студенческого самоуправления.В настоящее время в московских вузах существует 132 студенческих совета, действует Городской совет органов студенческого самоуправления колледжей.Есть и другие формы самоуправления студентов, например, старостаты. А еще – студенческие деканаты, научные общества, советы студенческих общежитий и другие. Зачастую члены студенческих органов введены в составы ученых советов и ректоратов, они активно участвуют в работе коллегиальных органов управления учебными заведениями. В сегодняшней вузовской жизни студенческие советы есть на самых разных направлениях.Организованы союзы студенческих землячеств, Студенческая лига КВН, Клуб парламентских дебатов и многое другое. В городе ни одна студенческая инициатива не остается без внимания московских властей. Реализуются программы «Молодежь Москвы», «Столичное студенчество» и другие.В то же время уровень развития, функции и полномочия студенческих органов в учебных заведениях сильно разнятся. Во многих учебных заведениях процветает формальный подход, роль студентов в осуществлении контроля за учебным процессом, за решением вопросов жизнедеятельности вуза ограничена. Недостаточно развита деятельность органов студенческого самоуправления в колледжах.Кроме того, еще в 2004 году Российским союзом молодежи было проведено анкетирование, в результате которого выяснилось, что 30% студсоветов и 65% профкомов возглавляют не студенты или аспиранты, а преподаватели и сотрудники, причем каждый пятый из них назначен ректором.К сожалению, ситуация не сильно изменилась за последние шесть лет.[b]– Достаточно ли в студенческой среде активных молодых людей, принимающих участие в деятельности органов студенческого самоуправления и способных их возглавить?[/b]– Это очень правильный вопрос. К сожалению, отмечается низкая активность большинства учащейся молодежи. Кроме того, одна из главных проблем в развитии органов самоуправления в том, что не хватает активных ребят, способных решать задачи, поставленные перед студенческим самоуправлением.[b]– Какие предпринимаются меры для изменения данной ситуации?[/b]– Московским Законом «О молодежи» предусмотрен ряд мер по содействию деятельности органов студенческого самоуправления. В том числе обучение представителей органов студенческого самоуправления за счет средств бюджета города. Не один год работают Школа лидерства, созданная Департаментом семейной и молодежной политики, городская и вузовские школы студенческого актива.Социальная активность студентов повышается и в работе над городскими проектами «Гражданская смена» и «Московский молодежный парламентаризм».11 мая на заседании столичного правительства был рассмотрен вопрос «О мерах по развитию студенческого самоуправления в городе Москве».Решено, в частности, при правительстве Москвы создать два координационных совета: органов студенческого самоуправления и проректоров по воспитательной работе. Задача первого – координация и содействие деятельности органов студенческого самоуправления вузов и колледжей столицы, консолидация деятельности студентов для решения их проблем, создание условий для успешного личностного роста студентов, подготовка кадров студенческого самоуправления, координация взаимодействия студенческих органов с органами государственной власти города Москвы. Совет ректоров, в свою очередь, будет осуществлять координацию и консолидацию усилий образовательных учреждений высшего и среднего профобразования в сфере социальной, воспитательной и общественной деятельности.Утверждено Примерное положение о студсовете вуза или колледжа, которое, по существу, определяет вектор возможного развития данной структуры, но, с другой стороны, оставляет большие возможности для учета специфики и традиции отдельно взятого учебного заведения.Утверждены положения о городских конкурсах «Студент года» и «Московский студенческий актив». Их цель – создание конкурентной среды между органами студенческого самоуправления. Такие конкурсы уже проводились силами общественности. Теперь они получили новый статус, подкрепленный столичным правительством, что, конечно, повысит активность и ответственность участия в них учебных заведений.Кроме того, до 1 марта 2011 года должна быть разработана Концепция развития студенческого самоуправления в городе Москве, которая определит стратегию взаимоотношений «власть – общество – студенческое самоуправление». Также правительство согласилось с программой воспитания московского студенчества «Молодые, свободные и целеустремленные», которая разработана группой проректоров московских вузов.Она станет содержательной основой воспитательного процесса студенческой молодежи, одними из важнейших направлений которого являются сглаживание межнациональных конфликтов, воспитание единой общности – молодых москвичей.Нужно еще сказать, что тема студенческого самоуправления крайне актуальна, учитывая присоединение России к Болонской декларации, в соответствии с которой участие студентов в управлении и контроле за образовательным процессом – обязательное условие аккредитации и аттестации вуза. При этом замечу, что в федеральном законодательстве до сих пор не закреплен статус органа студенческого самоуправления, хотя еще в 2008 году проект соответствующего закона был внесен на рассмотрение Государственной думы. В такой ситуации, на мой взгляд, Москва, реализуя конкретные меры по поддержке и развитию студенческого самоуправления, задает тон для других регионов и вузов.Наглядно доказывает, что возможна системная работа и без принятия этого федерального закона.[b]Кстати[/b][i]Студенческое самоуправление в России существует уже 230 лет. Датой начала его развития принято считать 13 марта 1781 года, когда было создано Студенческое научно-просветительское общество «Собрание университетских питомцев» под покровительством куратора и ректора Московского университета Михаила Хераскова.[/i]