Зеленая экономика мегаполиса
Сегодня самый экологически «открытый» город России — Москва. В столице действует около 60 стационарных постов Мосэкомониторинга, которые круглосуточно в автоматическом режиме делают замеры воздуха. Причем с результатами всегда можно ознакомиться на сайте mosecom.ru. Также Мосэкомониторинг имеет передвижные посты. Если от москвичей поступает информация о том, что где-то в воздухе неприятный запах, на место тут же выдвигаются экологи и делают замеры.
Уже много лет город ведет последовательную политику энергосбережения.
— На протяжении 10 лет наблюдается снижение энергопотребления и, следовательно, уменьшаются выбросы от объектов энергетики, — рассказывает глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Наши ТЭЦ уже не используют уголь.
За последние годы Мосэнерго ввело семь новейших парогазовых блоков. Из эксплуатации выводятся малые, неэффективные котельные.
— В результате принятия комплекса мер московская энергетика уменьшила вредные выбросы в атмосферу на 33 процента, и потребление газа снизилось на 20 процентов, — привел цифры глава департамента. — За последние годы мы ввели 55 миллионов квадратных метров недвижимости, и при этом все эти площади были подключены к тепловым сетям без проблем и без роста выработки тепла. Было сэкономлено 4,5 миллиона тонн условного топлива. За счет этой энергии можно отапливать двухмиллионный город, который находится в наших северных широтах. Я считаю, что это колоссальный результат.
Впрочем, свыше 90 процентов выбросов в атмосферу столицы дают не стационарные источники, а передвижные. Проще говоря — автомобили.
— Москва первой из российских городов перешла на использование топлива исключительно стандарта «Евро-5», что позволило снизить объем автовыхлопов, — пояснил Антон Кульбачевский.
Также, по его словам, проблема выбросов от автомобилей решается за счет строительства новых дорог и развязок.
— Если автомобиль стоит в пробке или едет очень медленно, то топливо сгорает не полностью и в атмосферу поступает более «грязный» выхлоп, — пояснил глава департамента. — Если же движение беспрепятственное — объем выбросов меньше. И вот итог: за последние восемь лет количество вредных выбросов от автотранспорта снизилось на 150 тысяч тонн — с 1 миллиона до 850 тысяч тонн.
Около трети всех автомобилей, движущихся в будни по дорогам Москвы, — подмосковные. Чтобы уменьшить количество въезжающих в город машин, столичные власти начали строительство Московских центральных диаметров (МЦД). Комфортные скоростные электрички свяжут Москву и Подмосковье. По замыслу властей, как только у жителей области появится комфортная и недорогая альтернатива личному автомобилю, они ею воспользуются.
Еще один проект, который помогает решить экологические проблемы столицы, — «Миллион деревьев». Он стартовал в 2013 году. За это время активные горожане и коммунальные службы высадили более 100 тысяч деревьев и 2,2 миллиона кустарников. Коммунальщики дополнительно озеленили больше 18 тысяч столичных дворов.
— В 2019 году в столице в рамках акции «Миллион деревьев» высадят еще около 330 тысяч деревьев и кустарников, — рассказал Антон Кульбачевский.