Семья москвичей рассказала о своей жизни и планах на седьмого ребенка
Шестнадцать лет назад молодая девушка-флорист возвращалась с работы поздно вечером и решила поехать домой на такси. Взмахнула рукой и… поймала свое счастье. Глядя на чудесных детей Екатерины и Владимира Троицких, всякие сомнения тут же отпадают: есть она, любовь с первого взгляда! Они сразу привлекают к себе внимание, едва выходят всей семьей на прогулку. Прохожие мимо юноши нет-нет да поглядывают на симпатичных старших дочерей.
А спящий в коляске годовалый малыш так уютно причмокивает, что сидящие на лавочке пенсионерки тут же начинают умиляться. И даже спешащие по своим делам невольно притормаживают: так и хочется пересчитать, сколько же детишек у этой молодой пары? Да, поди попробуй! Это девочки, словно юные феи, стоят возле статной красавицы-матери. А за мальчишками не уследишь: они уже и клумбу изучили, и, с присущим только детству восторгом, подняли ввысь стаю ленивых голубей.
Численное преимущество в семье за мужчинами: у Троицких две дочери и четверо сыновей. А по характеру все настолько разные, что скучать и расслабляться дети своим родителям не дают.
— Конечно, к каждому нужен особый подход, — улыбается Екатерина. — Девочки взрослые уже. Смотрю на них и себя вспоминаю. Такая же была: помню, мама мне пыталась объяснить, что не всегда стоит следовать моде. А я настаивала на странных нарядах. Сейчас сама дочкам внушить пытаюсь, что кеды зимой никто не носит, а штаны, которые им хочется, дурацкие. Поворчу и сдаюсь. Потому что прекрасно их понимаю.
У старшей дочери Троицких, Надежды, сейчас горячая пора — экзамены. Девочка оканчивает девятый класс и пока на распутье — выбирает, куда дальше пойти учиться. Увлечений у Нади немало: она и танцами занималась, и плаванием, и даже в футбол азартно играла. К выбору будущего относится серьезно: она решила сначала поступить к колледж, чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.
— Хочу быть учительницей младших классов, — говорит она. — Люблю с малышами возиться.
Тем более что практики в этом у Надежды предостаточно. Старшие дочери — главные мамины помощницы.
— Куда же я без них! — улыбается Екатерина. — Младший, Петр, у нас особенно Машу отличает, она с ним замечательно ладит.
Одиннадцатилетняя девочка действительно не отходит от братика, а когда видит, что расшалившиеся братья решили коляской с малышом атаковать вновь слетевшихся с округи птиц, решительно встает на защиту его мирного сна. Правда, времени на игры у Марии остается не так много. Маша, по словам ее мамы, самая творческая личность в семье. Помимо английского и немецкого языков, девочка посещает кружок рукоделия «Фантазеры» во Дворце творчества детей и молодежи имени Гайдара. Но главное ее увлечение — рисование. Она совершенно точно знает, что хочет стать мультипликатором.
— Я рисую вот такие маленькие картинки, — объясняет она, — получаются анимационные кадры.
А рядом вдруг разгорелся нешуточный спор: погодки Коля и Ваня решили выяснить, кто из них лучше играет в хоккей.
— Я лучше! Нет, я!
Побеждает папа, держащий на руках трехлетнего Мишу:
— Оба хорошо играете!
И мальчишки, согласные с таким решением конфликта, тут же срываются с места, увлеченные очередным озорством.
— Николаю семь лет, — рассказывая, Екатерина внимательно следит за передвижениями сыновей. — В сентябре он пойдет в школу.
— Я читать уже умею! — Коля на какой-то миг оказывается возле мамы и тут же снова убегает играть с братом.
Впрочем, главный заводила в этом братском дуэте все-таки шестилетний Иван.
— Коля с Ваней постоянно между собой соперничают, — продолжает их мама. — Бывает, конечно, ссорятся. А друг без друга скучают. Они у нас как двойняшки растут, разница-то в возрасте всего год и десять дней. Мы даже дни рождения их раньше одновременно отмечали. А сейчас уже порознь — каждому нужно отдельно праздник устраивать.
Пока разговариваем, трехлетний Михаил задремал у папы на руках. Мальчик родился с пороком сердца, который, по словам Екатерины, не сразу диагностировали. Но все волнения, слава богу, позади — Миша перенес операцию, сейчас с удовольствием ходит в детский сад и отлично ладит со сверстниками.
— А в доме кто главный? — интересуюсь у Владимира.
— Я скорее последняя инстанция, — спокойно отвечает многодетный папа. — И, конечно, за всех отвечаю!
Екатерина тут же вносит уточнение: папа балует детей куда чаще, чем она.
— Он очень мягкий и заботливый отец, — говорит она. — Да, он может решительно остановить детские проказы, но быстро отходит. Володя сам из многодетной семьи, и из него получился великолепный отец. Знаете, мне кажется, он такой единственный. Лучше его просто нет.
Ну а как может быть иначе?! Екатерина вспоминает историю, как однажды, незадолго после рождения Коли, она, гуляя с детьми, встретила какую-то подвыпившую женщину. А та возьми ей и ляпни: «Как же ты теперь жить будешь?»
— Я пришла домой, разревелась, — рассказывает Екатерина. — Тут же позвонила мужу на работу, а он уверенно мне говорит: «У нас все так, как должно быть!» И сразу очень спокойно стало. И правда ведь — в детях черпаешь такое счастье, что и не понимаешь, как может быть по-другому.
Что ей сейчас чужое злое слово, когда глаза, смотрящие на детей, так и светятся теплым, добрым светом? А сегодня у нее, многодетной мамы, еще хватает сил помогать другим семьям, в которых растут ребятишки.
Несколько лет назад Екатерина стала одним из организаторов Клуба многодетных матерей района Выхино-Жулебино. Сначала многодетные мамы решили скооперироваться, чтобы решать проблему детского досуга.
Сводить ребят в музей, в театр вместе, согласитесь, много проще. Сами мамы ведут мастер-классы, например, по рукоделию, проводят для малышей занятия по раннему развитию в качестве подготовки к школе. Помогает клуб решать и бытовые проблемы. Собирают со всех семей список необходимого, кто-нибудь отправляется в магазин или на торговую базу и закупает оптом продукты, одежду.
— Это очень удобно, — говорит Екатерина. — И получается втрое дешевле, что для нас тоже имеет значение. В больших семьях ведь с одной сумкой из магазина не возвращаешься. У нас в доме кастрюли все пятилитровые, не меньше. А для нуждающихся семей мы проводим благотворительные акции. Я участвую в их организации.
…Годовалый Петр, едва открыв свои лучистые серые глазенки, требовательно говорит: «Дай!» И беспечно улыбается подбежавшим к нему братьям.
— Мы никогда не обсуждали, сколько у нас будет детей, — говорит Екатерина. — Просто, когда ждали мальчика, рождалась девочка. А потом — наоборот. А теперь… снова хочу девочку!