Российские Су-34 и МиГ-31БМ готовы к континентальным перелетам
Оперативно-тактическая авиация Западного военного округа (ЗВО) проводит тренировки по дозаправке в воздухе в сложных условиях.
Один из сложнейших видов летной подготовки — дозаправка в воздухе. Летчикам боевых самолетов и воздушного «танкера» необходимо предельно тщательно соблюдать режимы скорости и высоты. На высоте от 2000 до 5000 метров при скорости 500–600 км/ч надо приблизиться к топливозаправщику на расстояние 10–15 метров, выпущенной штангой «законтактироваться» с конус-датчиком заправщика, а затем выдержать эту минимальную дистанцию до полной перекачки топлива.
В Советском Союзе исследовательские работы по дозаправке бомбардировщиков топливом в воздухе развернулись с началом холодной войны и появлением у бывших союзников по антигитлеровской коалиции планов ядерных бомбардировок наших городов. Для сохранения военного паритета и возможности нанесения ответного удара в 1948 году вышло специальное постановление Совета Министров СССР о необходимости создания системы дозаправки в воздухе бомбардировщика Ту-4. Этот самолет был способен нанести бомбовые удары по целям на территории континентальной Европы и Британских островов, где базировались самолеты-носители ядерного оружия США.
Дозаправка боевых самолетов в воздухе дает им возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Техническое решение тогда в СССР было найдено. Затем в нашей стране сменилось несколько поколений воздушных заправщиков. Сейчас на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС) России стоит самолет-топливозаправщик Ил-78.
Один из таких летающих «танкеров» и участвует сейчас в тренировках экипажей оперативно-тактической авиации Западного военного округа.
Как сообщили «Вечерней Москве» в пресс-службе ЗВО, за каждую летную смену топливозаправщика будет выполнено свыше 180 подходов истребителей и бомбардировщиков. К отработке сложного элемента привлечено до 15 самолетов. Дозаправка в воздухе проводится как днем, так и ночью, одиночно и в составе пары.
Особенностью проведения таких упражнений боевой учебы пилотов в этом году стало сближение воздушных судов на высоте около 2000 метров в условиях сильного испарения и тряски от воздушных ям. Перепад плотности воздушных масс появляется в условиях высокой температуры воздуха (около 40 градусов на солнце), когда с каждым километром подъема самолета температура воздуха уменьшается на 6 градусов.
Несмотря на любые погодные условия, воздушная заправка топливом — необходимый элемент подготовки летчиков оперативно-тактической авиации, позволяющий выполнять задачи по предназначению на большом удалении от мест базирования и континентальные перелеты по территории России.